Не все родители могут говорить с детьми на деликатные темы. Подростковая сексуальность так же реальна, как и сексуальность взрослых. Но многих родителей пугают проявления сексуальности у своих детей. Делая вид, что ее нет, или уклоняясь от разговоров с детьми на эту тему, родители лишают себя возможности помочь взрослеющему ребенку.
В поисках доверия: как говорить с детьми о деликатном
Пока взрослые оттягивают разговоры с детьми о сексуальности, дети получают ответы на свои вопросы от тех, кто им ближе: от сверстников, из сети интернет, где можно узнать об «этом». Но встаёт вопрос: а верно ли подросток все поймёт? Какую информацию он посчитает для себя важной?
Чтобы преодолеть чувство неловкости и научиться уверенно и спокойно обсуждать с детьми эти темы, родителям, возможно, придется приложить некоторые усилия. Ведь большинство из них выросли в обществе, где о взаимоотношениях мужчины и женщины, а также о сексуальном поведении не было принято говорить открыто.
Что такое половая жизнь?
Иногда термин «секс» заменяют понятием «половая жизнь». Так именуют часть жизни, которая связана с сексуальными отношениями.
Способность и желание вести активную половую жизнь у подростков появляются раньше, чем наступает психологическая и социальная зрелость. Вступая в сексуальные отношения, подростки часто не осознают, а иногда и не знают о возможных последствиях такого шага. Из-за этого радость открытия новой грани человеческих отношений может омрачиться разочарованием, физическим и психологическим дискомфортом, а нередко и более серьезными последствиями – ранней беременностью, инфицированием и тяжелым заболеванием.
Каким бы благоразумным и послушным ни был ребенок, необходимо, чтобы на пороге полового созревания он знал:
как устроена и функционирует репродуктивная система человека;
чем опасны беременность в раннем возрасте и инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), в том числе ВИЧ-инфекция;
о современных средствах контрацепции;
о своем праве на защиту от сексуальных домогательств и насилия, о праве самому решать, вступать или не вступать в сексуальные отношения, выбирать партнера без всякого давления со стороны;
о недопустимости насилия в сексуальных отношениях и об ответственности за насильственные действия сексуального характера;
о том, что родители готовы помочь и поддержать его в любой ситуации, а также о специальных медицинских учреждениях для подростков, куда они могут обращаться самостоятельно.
Рекомендации родителям
1. Начинайте как можно раньше беседовать с ребенком.
Если ребенок с детства получает соответствующую его возрасту и развитию информацию о взаимоотношениях, знает правильные названия всех частей тела и чувствует, что родители являются надежными советчиками, вероятнее всего, общение с ним в старшем возрасте на более откровенные темы не вызовет трудностей.
2. Учитывайте возраст и говорите простым языком.
Пока ребенок маленький, говорить с ним о том, что его интересует, легко. Главное – отвечать спокойно и понятным языком. Начать лучше с биологических различий мужчин и женщин, объясняя слова, которые он может услышать вне дома или с экрана телевизора. Лучше, чтобы ребенок изначально воспринимал сексуальные отношения как одно из проявлений любви. Тема вашего разговора с ребенком обязательно должна соответствовать его возрасту. Разговаривать о презервативе в 5 лет еще рано, а в 15 – для большинства подростков уже поздно. В разговоре с подростком используйте анатомические термины, попутно объясняя их точный смысл. Если вы не можете ответить, не бойтесь признаться в этом. Хорошо, если после вашего разговора у ребенка появятся новые вопросы.
3. Выбирайте для разговора удобное время, место и возможность.
Ваше общение должно происходить в атмосфере доверия и открытости. Используйте разные жизненные ситуации для «воспитательных моментов» – прокомментируйте ситуацию, свидетелями которой вы стали, обсудите случившееся в школе, сюжет фильма или книгу. Так вы сможете легко привлечь внимание детей к важным темам и сделать ваш разговор непринужденным. При этом оба участника разговора будут чувствовать себя комфортнее.
4. Каждый вопрос имеет право на ответ.
Если вы игнорируете вопросы или пытаетесь избежать разговора, вы тем самым даете ребенку понять, что ему не стоит обращаться к вам. Иногда достаточно ответить в общих чертах, не вдаваясь в детали. Главное, чтобы ребенок понял, что может обращаться к вам со своими вопросами и волнениями. Если вы не готовы ответить сразу, пообещайте найти ответ, и будет лучше, если вы сделаете это вместе с ребенком.
5. Не делайте предположений о том, насколько ваш ребенок является опытным, неопытным или наивным. Внимательно слушайте, о чем он говорит и о чем спрашивает. Отвечайте на его вопросы, а не на свои собственные опасения и страхи.
6. Проявляйте уважение к ребенку.
Всегда внимательно выслушивайте ребенка и никогда не смейтесь над его вопросами.
7. Поощряйте самостоятельность.
Каждый подросток хочет почувствовать себя взрослым. Обсудите ситуацию и предложите подростку самому принять решение, исходя из полученной информации. Подчеркивайте, что забота о своем здоровье и самостоятельность характерны именно для взрослого человека, что взросление неразрывно связано с личной ответственностью за последствия своих поступков и умением отстаивать свои убеждения, не поддаваться давлению со стороны сверстников. Постарайтесь выработать у ребенка навыки самостоятельного принятия решений и умение сказать «нет».
8. Не только риски.
Помните, что половое воспитание должно охватывать различные темы, а именно вопросы ценностей, отношений, заботы, эмоциональной близости, любви, ответственности, семьи, материнства и отцовства, а не ограничиваться информацией о физиологических аспектах половых отношений и сопровождающих их рисках.
Наталья МЯКИННИК,
педагог-психолог Сморгонского СПЦ