Продолжение. (Начало №82 от 17.10.2023 г., №88 от 10.11.2023 г.№ 1 от 05.01.2024 г., №5 от 02.02.2024 г., №6 от 09.02.2024 г., №11 от 15.03.2024 г., №19 от 10.05.2024 г.).
Покровская церковь: годы испытаний
После отца Хрисанфа служил в Залесье с 1956 году иеромонах Игнатий (КУДАРЕНКО) из Жировичского монастыря. Бывший звонарь Покровской церкви Евгений РУБАН вспоминает: «… на праздник святого Онуфрия (25 июня) шли крестным ходом по деревне Михневичи и иеромонах Игнатий заходил в каждый двор и освящал его, раздавал всем крестики. Молитва совершалась в тот день и возле поклонных крестов в конце и начале деревни».
Отца Игнатия очень любили богомольцы и ненавидели атеистические власти. Своим аскетическим образом жизни, постоянными проповедями и беседами с людьми он привлекал к себе большое внимание и поддерживал в сердцах людей веру. Пройдя в заключении горнило испытаний, иеромонах Игнатий не боялся власть предержащих. Он не раз ездил служить по деревням, что вызывало жалобы старшего инспектора по делам религий А. Пономарёва. На местах ему даже угрожали.
Отца Игнатия сменил иерей Фёдор Божелко. Отец Фёдор в 1955 году окончил Минскую Духовную Семинарию. О нём местные жители вспоминают, как об очень грамотном священнике. Он раздавал всем прихожанам духовные книги для чтения. Отец Фёдор жил в доме священника, который был построен еще при отце Иосифе Калинском. Дом был достаточно просторный, находился за храмом у дороги перед рекой Драй. К сожалению, в годы правления Хрущева дом разобрали и построили из его брёвен в одной из деревень пришкольное здание. А за рекой был дом дьякона. Горку, на которой тот дом находился, называли дьяконовой горой.
После отца Фёдора служили в Залесье по очереди два священника с одинаковым именем Стефан. Первым был отец Стефан Шпакович (служил в 1964 – 1966 годах), вторым – отец Стефан Борисевич (1968 – 1970 годы). Оба покоятся на Михневичском кладбище возле Покровской церкви.
В период гонений на церковь был разрушен Сморгонский Спасо-Преображенский собор (1967 год), и многие церкви Сморгонщины к тому времени были уже закрыты. 10 апреля 1966 года – трагическая дата в истории залесского прихода. Воинственные атеисты сожгли в Пасхальную ночь древний храм в Залесье.
Евгений Рубан вспоминает: «В Пасхальную ночь стали совершать крестный ход вокруг Покровского храма в Михневичах – и в этот момент богоборцы подожгли старую деревянную церковь в Залесье. Оба поджигателя закончили свою жизнь трагически». Местные жительницы и свидетели того поджога Мария Савосько и Надежда Козел рассказывали, что летом того же года утонули двое детей одного из поджигателей – такова расплата за совершенное богохульство.
Многочисленные участники той памятной Пасхальной службы 1966 года свидетельствовали: «… древняя Покровская деревянная церковь в Залесье горела словно свеча…». В официальном документе «Информация заместителя уполномоченного Совета по делам религий по Гродненской области Г. А. Ляпугина о прохождении предпасхальных и пасхальных дней» от 23 апреля 1966 года указано следующее: «… д. Залесье Сморгонского района враждебными элементами в ночь на Пасху был совершен провокационный поджог кладбищенской церкви (ранее снятой с регистрации), а затем по району был пущен разговор, что работники Сморгонского райисполкома ночью подъехали к кладбищу на машине и подожгли церковь».
Посягали богохульники и на Михневичский храм. Но местные жители отстояли его. Прихожанка Мария Рак дневала и ночевала в церкви, пока угроза не миновала. Эта женщина по собственной инициативе ездила и искала священников для службы в церкви. Много лет провела в монастыре, после смерти родителей перебралась в родной дом на хутор возле Залесья. Об этом в свое время вспоминала Вера Гисич из Залесья. Кстати, вместе со своей матерью, Ольгой Гисич, которая долгое время была регентом церковного хора, она на протяжении многих лет пела в хоре. Дома у Гисичей собирались на репетицию залесские и михневичские хористы. Иногда квартировали у них священники, которые служили в Свято-Покровской церкви.
Благодарным словом прихожане вспоминают отцов Владимира Урлика и Стефана Рудько. С 1979 году приезжал служить в Залесье священник Борис Малаха, который был настоятелем Петропавловской церкви в деревне Светляны.
С 1983 года окормлял залесский приход батюшка Антоний Войтко. Будущий священник родился на Сморгонской земле, в деревне Ласовичи, в 1922 году. После Великой Отечественной войны поступил в Жировичскую семинарию. Внук священника Сергей Войтко вспоминал: «Время было тяжёлое послевоенное, а ещё вновь начались репрессии, поэтому молодой Антоний выбирает духовную стезю, где он видел, что может принести людям облегчение…». После семинарии молодого священника направили в Острино, а затем, с 1953 года, в село Кевлы Сморгонского района, где он служил настоятелем до 1986 года. По распоряжению митрополита Филарета с 1983 года отец Антоний нёс послушание священника также и в Михневичском храме, а с 1986 – является его настоятелем. В немолодые годы пастырь организовал ремонтные работы в Покровской церкви. Произведен был ремонт наружных и внутренних стен храма, а также церковной ограды, оцинкованной сталью покрыли крышу, отреставрировали иконостас, восстановили колокольню, на которой вновь зазвучали перезвоном колокола. На обновление своего любимого храма деньги собирали всем приходом, свою лепту внес сродник отца Антония из США.
В годы служения священника Антония Залесье с пастырским визитом посетил Филарет – митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх всея Беларуси. 28 сентября 1990 года встречать его с хлебом-солью пришли залесские прихожане. На тот момент, в основном, старушки-пенсионерки, – сказывалось пять десятилетий насаждения атеизма.
В газете «Светлы шлях» от 2 октября 1990 года об этом событии писали: «Как только Филарет вышел из машины и переступил церковную ограду, под ноги ему посыпались живые цветы, а присутствующие низко склонили головы. Казалось, на минуту прекратили пение птицы, утих перестук колёс поезда, унялся ветер. А владыка обвел взором церковное здание, высоко поднял руки и поздоровался, поцеловал хлеб, преподнесенный ему, и пошёл к алтарю. Началась служба. Рассказать об этом трудно – нужно все увидеть. Как возвышенно, величественно звучали молитвы из уст митрополита, как слаженно, громко пел церковный хор. Митрополит обратился к собравшимся: «Я рад, что Бог привел меня в этот храм. Вручая высокую награду (отцу Антонию), хочу сказать: «Пусть она укрепит ваш дух и телесные силы. Сохраняйте веру православную, церковные обычаи».
Отец Антоний служил в Покровском храме до конца жизни (1994 г.).
(Продолжение следует).
Василий ГРИБАНОВ