В 2023 году педагогический коллектив гимназии г. Сморгони пополнился четырьмя молодыми специалистами, трое из которых окончили это же учреждение образования. Проводя грамотную кадровую политику, руководство гимназии использовало возможности целевой подготовки и «вырастило» себе молодого физика Викторию Котелло. Методическое объединение учителей иностранного языка приняло в свой состав сразу трёх специалистов: Дарью Радион, Эмму Морякину и Марту Адаховскую.
Молодые специалисты гимназии Сморгони на пути к успеху
Принять на работу молодых специалистов – это полдела, а вот «закрепить» их на месте – это целая система продуманной и целенаправленной работы. Заместитель директора по учебной работе Ольга Гришан, курирующая данное направление, рассказала, что приоритетным в работе с молодыми педагогами является организация психолого-педагогической помощи молодому специалисту и создание благоприятных условий для адаптации и успешной профессиональной деятельности в новых условиях. Сопровождение начинающих учителей включает разнообразные формы работы: изучение нормативных документов; помощь в разработке планирования и поурочных планов разных типов уроков; ознакомление с методической литературой; посещение и анализ уроков молодого специалиста; посещение и анализ молодым специалистом уроков опытных педагогов; собеседование и консультации.
Эмма Морякина окончила лингвистический факультет Барановичского государственного университета:
– У меня в семье не было учителей, но я всегда хотела работать с детьми и делиться своими знаниями, – рассказывает Эмма Артуровна. – Страшновато было, ещё недавно студентке вуза, первый раз выйти к доске в роли учителя. Но, как оказалось, быстро входишь во вкус, а внимательные и заинтересованные глаза учеников придают уверенности. Неоценимую помощь оказывает и наставник Татьяна Гунович. Она никогда не критикует, не подчеркивает мои ошибки, а мягко и профессионально даёт точные рекомендации, советы, возможные варианты действий.
Говоря о сложностях в работе, Эмма Морякина подчёркивает, что самым трудным является классное руководство и ведение школьной документации, а вот возможность видеть положительные результаты своей работы и добрые отклики детей и родителей перекрывают любые трудности и неудачи. Несмотря на всю занятость, Эмма Артуровна находит время для занятий спортом, увлекается сноубордингом, любит хорошую музыку.
Выпускница филологического факультета Белорусского государственного университета Марта Адаховская желание работать учителем почувствовала только в вузе:
– В университете одна из преподавателей очень позитивно отзывалась о педагогической профессии, оттуда и возникло желание поработать учителем. В семье до меня педагогов не было, поэтому маяком в начале моего пути для меня является наставник Марина Шурпо.
Первоочередной задачей для себя Марта Вячеславовна ставит стать хорошим предметником, а также глубже изучить детскую психологию, чтобы лучше поддерживать дисциплину, особенно с младшими школьниками.
– Раньше казалось, что работать учителем довольно просто, ничего особенного делать не нужно, всегда остаешься на месте, преподносишь детям один и тот же материал. Оказалось, что это колоссальный труд и постоянное обучение и развитие. Налаживать контакт с детьми, искать к ним подход сложно, но очень интересно.
Виктория Котелло окончила Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, физико-математический факультет. Её всегда привлекала физика и физические исследования, окончательно убедилась в выборе будущей профессии после посещения дня открытых дверей в БГПУ:
– Первые месяцы было сложно понять, что и как делать, как грамотно распределить время на уроке, чтобы все успеть и ничего не забыть. Также крайне сложным оказалось запомнить большое количество учащихся. Всегда нахожу поддержку у наставника Светланы Жук. С любыми вопросами можно обратиться к администрации гимназии и быть уверенной, что получишь быстрый и квалифицированный ответ.
Будучи ещё студенткой, Виктория Анатольевна была всегда погружена в педагогическую профессию, проходила практику в гимназии г. Минска, поэтому всегда знала, что её ждёт в дальнейшей деятельности. Однако обязанности классного руководителя оказались все же сложнее, чем она предполагала.
– Получая классное руководство, молодой специалист сразу погружается в активную педагогическую деятельность. Конечно, весьма сложно, особенно в первый год, адаптироваться в школе, а с классным руководством появляется дополнительная ответственность за детей, с которыми ты еще не знаком. Но работа с детьми мне нравится. Каждый ребенок уникален, интересно узнавать его, открывать в нём и с ним что-то новое. Также хочу стать хорошим предметником, чтобы уроки были не только информативными, но и увлекательными.
Дарья Радион, выпускница Минского государственного лингвистического университета (факультет английского языка), – педагог во втором поколении, её мама работает в гимназии Сморгони учителем белорусского языка и литературы:
– Стать педагогом меня вдохновила моя учительница английского языка, которая теперь является и моей наставницей на работе. Валентина Баташова, которая вела у меня предмет с 1 по 11 класс, привила любовь к иностранным языкам. А вот мама всегда была для меня примером того, каким должен быть педагог, поэтому никаких стереотипов по поводу учительства у меня не было: я с детства знала все нюансы этой профессии.
Дарья Вячеславовна мечтает стать хорошим предметником, специалистом высокого уровня в своей области. Самым сложным оказалось быть классным руководителем и работать с младшими классами (у неё это 1 и 3 классы).
– Я оказалась не готовой к работе с настолько маленькими учениками. Но всё окупает отдача учеников. Всегда приятно видеть результаты своей работы, понимать, что все не впустую. Конечно, речь идёт не о всех учащихся, но радует, что заинтересованные дети есть в каждом классе и их немало.
Важным в работе Дарья Радион считает поддержку коллектива, помощь старших коллег.
– Первый год работы очень волнительный и напряжённый, нужно время чтобы освоиться в новой профессии, почувствовать себя увереннее. Ответственность за детей, подготовка к урокам отнимает много времени и сил, но я настроена в дальнейшем профессионально развиваться, совершенствовать своё мастерство. Очень надеюсь, что среди многих дел останется время и на мои увлечения. Свободное время я посвящаю чтению книг и складыванию мозаик. В хорошую погоду люблю кататься на велосипеде, заниматься плаванием.
В феврале опытные учителя гимназии провели для начинающих педагогов открытые уроки, а также их самоанализ, акцентируя внимание молодых специалистов не только на ключевых моментах проведения урока, но и на маленьких хитростях, подмеченных опытными педагогами за многие годы преподавания в школе.
В марте в гимназии прошла неделя молодого специалиста, в рамках которой четыре молодых педагога провели открытые уроки для своих старших коллег. Директор гимназии Ирина Дурейко так прокомментировала посещённые уроки: «Отрадно отметить, что к подготовке уроков молодые учителя подошли ответственно, доказав, что работа наставников не пропала даром. Учителя английского языка Дарья Радион, Эмма Морякина и Марта Адаховская продемонстрировали умелое использование на уроке разнообразных форм, интересных заданий с применением ИКТ, а главное – умение налаживать коммуникацию. «Изюминкой» урока физики Виктарии Котелло было активное использование краеведческого материала. Так держать, молодые коллеги, творчества вам, развития и успехов!»
В марте проходил ежегодный районный конкурс на лучший электронный образовательный ресурс, созданный педагогическими работниками. Наши молодые специалисты Марта Адаховская и Дарья Радион представили разработку в номинации «Интерактивный плакат» «Belarusian national holidays» и получили диплом третьей степени.
Молодые педагоги показали достойный старт в педагогическую профессию. Пусть гимназия Сморгони станет для них тем местом, где они смогут успешно развиваться и реализовать свои профессиональные навыки и творческие способности.
Татьяна ИСТРАТЬКОВА, учитель русского языка и литературы
ГУО «Гимназия г. Сморгони»