Качество со знаком времени.Покупаю только сморгонскую «молочку»

 

Качество со знаком времени.Покупаю только сморгонскую «молочку»

Общество
11.05.2024
1164

Линаида КОЛТОВИЧ не один десяток лет своей жизни отдала «Сморгонским молочным продуктам». Предприятие для нее стало родным. Теперь, находясь на пенсии, она возглавляет здесь ветеранскую организацию.

IMG_5474.JPG

Линаида Брониславовна поделилась воспоминаниями о своем трудовом пути, коллективе молокозавода, производственных делах:

– Я окончила школу с отличием. Училась в восьмилетке. Выбор с поступлением у меня был, потому что отличников тогда принимали в любой техникум без экзаменов. Так получилось, что мы с родной сестрой–близнецом поступили в Пинский техникум мясомолочной промышленности. После его окончания в 1976 году меня направили по распределению на работу в Ошмяны, на сырзавод. Там я работала сменным мастером маслоцеха. Через год этот цех сократили на предприятии и перевели его в Сморгонь, на недавно построенный молокозавод. Сюда же отправили и работников.

Здесь работала сменным мастером до 2000 года. А поскольку заочно окончила Санкт–Петербургский институт холодильной промышленности, то меня назначили начальником цельномолочного цеха. В этой должности работала до 2008 года. Потом было новое назначение – главным технологом молокозавода. В 2014 году ушла на пенсию.

– Что представлял собой коллектив молокозавода в то далекое время?

– Он был молодежным. Молодые мастера. Все мы приехали на работу после окончания техникумов. Только пару мастеров перешли сюда со старого молокозавода. Очень много было молодых рабочих. Главными специалистами предприятия были назначены недавние выпускники институтов. Комсомольская организация завода насчитывала 120 человек. А всех работников было около 200. В том числе и директор был достаточно молодой, в возрасте 35 лет. Будущий руководитель предприятия Александр Курлов приехал на молокозавод после окончания московского института и работал главным метрологом.

– Сложности испытывали в работе?

– Да. На предприятии было установлено новое технологическое оборудование чешского производства. А поскольку мы были молодыми, без опыта, то работали практически сутками. Что–то останавливалось – проблему искали сообща. Работать было сложно, но в то же время интересно. Производство освоили быстро. Даже получали знаки качества на продукцию.

– Какие перемены произошли в цельномолочном цеху, когда Вы там были начальником?

– Цельномолочный цех был небольшой, обеспечивал нужды города. Когда я пришла сюда работать, мы начали осваивать производство творога в больших количествах. Раньше его производили, но только для местной реализации. Творог начали поставлять в Россию. Для того, чтобы меньше было ручного труда, решили установить в цеху новую технологическую линию. Начали искать ее, смотрели на отечественном рынке, ездили за границу. Купили, установили. Технологическая линия была производительностью 6 тонн творога в смену. Этот молочный продукт хорошо реализовывался, необходимо было больше выпускать его, но не хватало производственной мощности. Тогда купили технологическую линию, которая в смену производит 12,5 тонны творога.

– Что еще модернизировали на заводе?

– Когда меня назначили на должность главного технолога, необходимо было продолжать модернизацию. Начали искать линию по сепарированию молока. В 2015 году была установлена вторая сушилка. Прежде чем купить её, мы смотрели оборудование в действии на заводах, которые посещали во время командировок. Надо было знать, насколько оно подходит для нашего производства.

– Линаида Брониславовна, разработкам новых молочных продуктов уделяли внимание?

– Да, конечно. Начали производить не только сухое обезжиренное молоко, но и цельное сухое молоко. Мы производили сухую сыворотку, сухой молочный продукт. Он хорошо реализовывался на рынке.

– Когда начали выпускать на предприятии мороженое? И всегда ли оно было таким вкусным?

– Сморгонское мороженое начали производить, когда ввели в эксплуатацию новый молокозавод. Когда–то мороженое выпускали в гильзах, потом фасовали в стаканчики. С тех пор технология производства мороженого не изменилась, рецептура осталась прежней.

Единственное, что была установлена технологическая линия вместо старого, примитивного оборудования. Я тогда была начальником цеха. Процесс производства мороженого стал более механизированным. Благодаря оставленной советской рецептуре сморгонское мороженое входит в «100 лучших товаров Беларуси».

– Как оценивали продукцию гости предприятия?

– На завод приезжали разные делегации, в том числе зарубежные. Для них организовывали дегустацию молочных продуктов. Гости высоко оценивали их вкусовые качества. Клинковый сыр, выпускаемый на заводе, ничем не отличался от деревенского, который делали хозяйки десятилетиями.

– Что еще повлияло на улучшение качества молочной продукции?

– Продукция стала вкуснее, когда на заводе кроме сепаратора установили бактофугу. Она очищает молоко от микробов, тем самым улучшается его качество.

– Вы отвечали за производство. А если случались поломки технологического оборудования?

– Поскольку я начинала трудовой путь мастером, то производство изучила хорошо за время работы, поэтому могла решить любой вопрос. И если что–то случалось, то приходилось прибывать на завод не только днем, но и ночью, в выходные дни. Потом появились мобильные телефоны, все время находилась на связи. Надо было руководить производством. Когда начали приходить на завод молодые специалисты, помогала им осваивать производственный процесс.

– Правда ли, что рынок сбыта не ограничивался территорией России?

– За океан наша продукция не поставлялась непосредственно с завода. Но кто–то из российских покупателей возил ее в страны Латинской Америки. В российские города, которые находятся ближе к Беларуси, отгружали охлажденный творог, а на Дальний Восток – замороженный. Покупали нашу молочную продукцию Украина, Грузия, Казахстан.

– Вы сами покупаете продукцию завода, на котором работали?

– Мне нравилась моя работа. Я получала удовлетворение от того, когда видела в магазинах, что продукция сморгонского молокозавода пользуется спросом у покупателей. Сама покупаю практически всю продукцию родного предприятия. Мой муж тоже ее любит. Он 15 лет отработал на молокозаводе. Не знаю, может мы привыкли к местной «молочке», а может она действительно в чем–то лучшая. Считаю, что нет вкуснее нашей сметаны. Высокого качества творог и сливочное масло. Молоко и кефир покупаю только сморгонские. Мы пробовали кефир разных производителей, но наш лучше. Бывало, с мужем могли объехать полгорода, чтобы купить свое молоко.

– Чем жил коллектив молокозавода вне работы?

– Разные были поездки, экскурсии. Тогда ездили организованно на юг. Побывали в Москве, Новгороде, Таллине, Риге. Молодыми были, не сиделось дома.

На молокозаводе была организована самодеятельность. В хоре участвовали директор и его жена. Коллектив выступал на разных мероприятиях.

Заводская сандружина считалась одной из лучших, в районных соревнованиях постоянно занимала призовые места. Интересное время было, есть что вспомнить.

молоко.png

IMG_6081.JPG

Беседовал Юрий ЯНУШКЕВИЧ

Фото автора и из архива Линаиды КОЛТОВИЧ

Статьи по теме: