Как писал детский классик Сергей Михалков: «Дело было вечером, делать было нечего». Вот так и я: в один прекрасный апрельский вечер взял велосипед и решил прокатиться по центральным улицам Сморгони – Советской и Ленина, чтобы узнать, каково живётся велосипедистам в Сморгони и всё ли в порядке с инфраструктурой в центре для езды на велосипеде.
Я – велосипедист, но это не точно
Маршрут оказался немаленьким – 5 км только в одну сторону.
Я начал замечать, что когда я еду на велосипеде – меня раздражают пешеходы, которые передвигаются по тротуарам. Приходится изощрятся, чтобы объехать хаотично разбегающихся школьников или мам с колясками, которые занимают всю ширину тротуара. Когда я в статусе пешехода, меня откровенно напрягают велосипедисты. Согласитесь, когда вас обгоняет велосипедист на высокой скорости, вы при этом испытываете далеко не самые приятные ощущения.
Всё дело в том, что велосипедистов не должно быть на тротуарах. Для них нужно создавать велодорожки. Но город у нас один для всех, поэтому приходится уживаться пешеходам и велосипедистам вместе.
Кстати, 20 лет назад, когда я переехал в Сморгонь, в городе не было такого количества велосипедистов, как сейчас. Никто тогда и не думал, чтобы установить возле небольшого магазинчика или административного здания небольшую стоянку для велосипедов. А что сейчас? Отвожу ребёнка в школу – всё заставлено велосипедами. Приезжаю в магазин – пожалуйста, стоит кронштейн, к которому зацеплены несколько двухколёсных.
Говоря о комфорте езды на велосипеде по центру Сморгони, отмечу, что после реконструкции улицы Советской перед областным фестивалем «Дожинки» здесь стало ездить безопаснее. От строящегося костёла на выезде из города до здания райисполкома теперь можно проехать за 3 – 4 минуты, при этом не придётся прыгать по бордюрам. Плавные спуски встречаются по всей улице. А вот переезжая на улицу Ленина, нужно быть готовым к более экстремальным условиям. Даже сами тротуары выглядят «уставшими», что делает поездку на велосипеде в этой части города не такой комфортной.
Однозначно, в городе сделано много по улучшению инфраструктуры для велосипедистов, но с учётом их роста – останавливаться не стоит. Хотелось бы, чтобы в центре города появилась полноценная велосеть из велодорожек и велополос. Не везде пересечения с проезжей частью выполнены плавными спусками. Хорошо, что возле административных зданий и магазинов появились велопарковки, но некоторая часть из них выполнена неправильно: крепить велосипед к кронштейну за колесо – во-первых, неудобно, во-вторых, небезопасно. Украсть такой велосипед, пусть и без колеса, не составляет никакого труда. С ростом велосипедов встаёт вопрос и о безопасном их хранении. Компактные велопаркинги во дворах решили бы эту проблему.
Радует, что в Сморгони в разных частях города есть объекты велосервиса, которые предлагают широкий спектр услуг для велосипедистов. От ремонта и обслуживания велосипедов до продажи аксессуаров и экипировки.
Велосипед – отличный способ отдыха и возможность дать своему организму необходимую нагрузку, поэтому не удивительно, что в нашем городе всё больше людей пересаживаются с автомобилей на велосипеды.
Сергей ЮРЕВИЧ