Важное направление в моей коррекционно-развивающей работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Применение альтернативных средств коммуникации способствует улучшению лингвистических навыков, взаимодействия, выражения собственных потребностей и чувств, позволяет ребенку делиться информацией, развивать человеческий потенциал. В результате, ребёнок может сказать то, что ему хочется, что для него важно и интересно, что его беспокоит и волнует или просто сказать маме «спасибо».
Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие

Дети с расстройствами аутистического спектра видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: такие дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как их завершить. Например, во время занятия физкультурой им непонятно, зачем и как долго надо бегать по кругу. Но их деятельность будет более осмысленной, если в зале на полу разложить несколько игрушек и дать ребенку конкретное задание: каждый раз, пробегая мимо игрушек, брать одну из них и бросать в корзину. Когда все предметы будут собраны, перейти с бега на шаг, и, пройдя еще один круг, сесть на скамейку.
Таким образом ребенок будет видеть план своих действий и станет более спокойным. Подобной осмысленности необходимо добиваться при выполнении любого задания. Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие.
Поможет альтернативная коммуникация
Начинать коррекционно-развивающую работу с детьми с расстройствами аутистического спектра нужно как можно раньше. Все дети с РАС характеризуются нарушением в сфере коммуникации и речевого развития. Дети необщительны, у них нет потребностей и способностей к общению. Они не играют с другими детьми, не любят когда в его игре хотят принять участие сверстники и взрослые. Они никак не реагируют, когда к ним обращаются с просьбой или просто зовут. Игры их носят однообразный характер, в них преобладают стереотипность действий. Такие дети эмоционально не реагируют и не понимают эмоций других малышей.
Характерной речевой особенностью является то, что малыши не используют местоимение «я», не умеют выражать свои мысли и чувства, выражать свои просьбы к окружающим. Исходя из этого, я разработала систему по развитию коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра посредством использования системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS, системы поощрений, кейсов поощрений, визуального расписания «сейчас-потом», «сначала-потом», программа МАКАТОН. Учитываются особенности психофизического развития, уровень интеллектуального развития каждого учащегося коррекционно-развивающего центра.

Работа с каждым ребенком с РАС осуществляется индивидуально с педагогами через разные виды детской деятельности (в основном, через игровую), с использованием различных методов и приёмов.
Обязательное условие для начала обучения – вызвать у ребенка самостоятельное желание что-то получить или сделать. Конечная цель – самостоятельное и активное общение детей с РАС с окружающими его людьми, длительное по времени и продуктивное. Для детей важно – давать поощрение сразу после выполнения задания: социальные (хвалить: «Молодец!»), предметные стимулы, жетоны, наклейки.
Чем раньше невербальный ребенок с РАС начнет обучаться альтернативной коммуникации, тем более высока вероятность появление коммуникативных навыков и экспрессивной речи.
Виктория РАПИНЧУК со своим воспитанником Антоном.
Важно знать!
О чем бы вам хотел сказать ребенок с аутизмом?
1. Я в первую очередь ребенок. Аутизм - это один из аспектов моего характера.
2. Простые взгляды, звуки или прикосновения, которые так привычны для вас, могут быть болезненны для меня.
3. Я люблю повторять одно и то же, потому что я знаю, чего от этого ожидать.
4. Неправда, что я не слышу вас. Я просто не могу вас понять.
5. Не сравнивайте меня с другими детьми. Я особенный, у меня свой путь.
6. Мне тяжело объяснить вам, в чем я нуждаюсь, потому что я не могу выразить словами.
7. Проявляйте терпение и последовательность. Я лучше понимаю, когда вы говорите, показываете и делаете что-то вместе со мной.
8. В общении со мной фокусируйтесь на том, что я МОГУ, а не на том, чего я не могу.
9. Я хочу общаться с детьми, но я не знаю как.
10. Любите меня таким, какой я есть, я обещаю - это того стоит.
Виктория РАПИНЧУК,
педагог-психолог Сморгонского ЦКРОиР.
Фото Галины АНТОНОВОЙ.
Интересные и актуальные новости Сморгонского района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
#Новости_Светлы_Шлях
Статьи по теме: