За 9 месяцев текущего года в 409 торговых объектах Гродненской области выявлены случаи реализации пищевой продукции с истекшим сроком годности, в 454 торговых объектах обнаружена продукция без маркировки. В областном центре гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья рассказали о фактах и пояснили, какую опасность может таить в себе такая продукция.
Не первой свежести…
Употребление продуктов с истекшим сроком годности может повлечь тяжелые последствия. К таковым приводят патогенные микроорганизмы, которые развиваются в просроченной продукции. Например, употребление кондитерских изделий с кремом с истекшим сроком годности может обернуться пищевым отравлением стафилококковой природы. Причиной тому служат токсины стафилококка, которые активно накапливаются в залежавшемся продукте. Стафилококк размножается в пище, не изменяя ее запаха, вкуса, цвета, поэтому важно помнить, что употреблять продукцию после того, как истек срок годности, запрещено при любых обстоятельствах! К сожалению, такой товар встречается на прилавках. Хотя его не должно быть ни в коем случае.
– В одном небольшом торговом объекте в горпоселке Берестовица было выявлено 39 наименований пищевой продукции с истекшим сроком годности – от молочной, масложировой, мясной продукции до круп, в которых уже завелись личинки насекомых. По сроку годности «победу» одержали консервы из свеклы, срок годности которых истек два года назад. Удивило то, что продавец накануне надзорного мероприятия приняла весь товар к реализации, знала об этом и продукцию с истекшим сроком годности выставила в холодильное и торговое оборудование вместе с доброкачественной, – рассказывает об одном из выявленных фактов заведующая отделением гигиены питания Гродненского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Мария Руфкина.
В большинстве случаев, по словам собеседницы, персонал торговых объектов добросовестный. И когда по предписанию ЦГЭ запрещается реализация продукции по тем или иных причинам, ее изымают из обращения. Но есть и такие факты, когда, несмотря на полученное предписание, продукты не изымают из продажи.
– В одном из агрогородков Зельвенского района изъятую ранее пищевую продукцию с истекшим сроком годности и без наличия маркировки специалисты санэпидслужбы увидели через некоторое время снова выставленной для продажи в этом же объекте, – продолжает тему Мария Руфкина. – Также неоднократно специалисты санэпидслужбы при проведении надзорных мероприятий видят ситуацию, когда персонал торговых объектов с ведома руководства длительное время хранит продукцию с истекшим сроком годности в коридорах, проходах, морозильных ларях в магазине, в том числе с доброкачественной продукцией, для так называемого «возврата поставщику», что является прямым нарушением постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2019 №35. Данным документом утверждено Положение о порядке изъятия, возврата, уничтожения, утилизации продовольственного сырья и пищевых продуктов, не соответствующих установленным требованиям к их качеству и безопасности.
Осторожно, красители!
Недопустима также реализация товаров без маркировки! Однако специалистами санэпидслужбы выявляются такие нарушения. К чему может привести такая покупка?
– Покупатель не может ознакомиться с основной информацией. В частности, кто является производителем, когда изготовлен продукт, какими должны быть условия хранения, срок годности и состав. А вдруг в составе содержится компонент, на который у потребителя может развиться аллергическая реакция, вплоть до анафилактического шока? У кого-то может быть непереносимость какого-либо компонента. Например, для людей с непереносимостью глютена отсутствие маркировки может обернуться неприятными последствиями: боли в животе, тошнота, вздутие, диарея – это станет результатом употребления в пищу запрещенного продукта, – поясняет Мария Руфкина.
Особенно чувствительны к составу пищевых продуктов дети, поэтому родителям важно внимательно читать то, что написано на маркировке, подчеркивает собеседница. Например, если в продукте содержатся азорубин (Е122), желтый хинолиновый (Е104), желтый «солнечный закат» FCF (Е110), понсо 4R (Е124) и тартразин (Е102), то в маркировке должна быть предупреждающая надпись: «Содержит краситель, который может оказывать отрицательное влияние на активность и внимание детей». Маркировка пищевой продукции, в состав которой входят подсластители-сахароспирты, непосредственно после указания состава пищевой продукции должна дополняться надписью: «Содержит подсластитель (подсластители). При чрезмерном употреблении может (могут) оказывать слабительное действие».
Компоненты (в том числе пищевые добавки, ароматизаторы), биологически активные добавки, употребление которых может вызвать аллергические реакции или противопоказано при отдельных видах заболеваний указываются в составе пищевой продукции независимо от их количества. К наиболее распространенным компонентам, употребление которых может вызвать аллергические реакции или противопоказано при отдельных видах заболеваний, относятся, к примеру, арахис и продукты его переработки; аспартам и аспартам-ацесульфама соль; горчица и продукты ее переработки; молоко и продукты его переработки (в том числе лактоза); злаки, содержащие глютен, и продукты их переработки и др.
– Чтобы избежать неприятных последствий, продавцам, руководителям субъектов и самим покупателям необходимо проводить постоянный контроль за соблюдением сроков годности и правил маркировки, – резюмирует Мария Руфкина. – Эффективным методом контроля по недопущению в обращение просроченной продукции является внедрение программы по автоматизированному отслеживанию сроков годности. Данная программа позволяет отслеживать сроки в режиме реального времени, тем самым снижая нагрузку на продавца и препятствуя поступлению в обращение недоброкачественной продукции.
В тему
- Санитарно-эпидемиологической службой на постоянной основе проводится работа по предупреждению и профилактике нарушений требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Только за январь-сентябрь текущего года специалистами санэпидслужбы по результатам надзорных мероприятий за торговыми объектами выдано 694 рекомендации и 212 предписаний по устранению нарушений, совместно с руководителями субъектов хозяйствования проведено 284 мониторинга, 124 обучающих семинара для 2329 человек, даны 243 консультации, в том числе 101 – с выездом на объект, субъектам направлено 1009 информаций, в том числе 221 – по типичным нарушениям и др.
- Вместе с тем за 9 месяцев из 1542 охваченных надзорными мероприятиями объектов, включая магазины, объекты общественного питания, рынки, в 1504 (97,5 процента) выявлялись нарушения, в основном не требующие финансовых затрат. Как говорят, виной всему человеческий фактор.