Главное - мгновенно реагировать и действовать

 

Главное - мгновенно реагировать и действовать

Общество
03.09.2023
831

Все мы знаем с детства, что при запахе газа в квартире, подъезде или на улице нужно звонить по номеру 104. И на помощь обязательно примчится бригада аварийной газовой службы, которая установит источник утечки газа и устранит неисправность.

IMG_0742.JPG

Коллектив специализированного подразделения газоснабжающей организации (или аварийно-диспетчерской службы) ПУ «Сморгоньгаз» состоит из 19 человек, из них 7 приемщиков заказов, 5 слесарей, 5 водителей, мастер и начальник службы. «Аварийка» работает круглосуточно. В дневную смену трудятся 2 приемщика заказов, слесарь, водитель, мастер и начальник, в ночную – приемщик заказов, слесарь и водитель. Бригады сменяют друг друга в 8.00 и в 20.00. В наличии у службы  один автомобиль, оснащённый всем необходимым для локализации и ликвидации аварийной ситуации.

Побывав в ПУ «Сморгоньгаз» накануне профессионального праздника, мы познакомились и пообщались с дежурной бригадой. Начальник подразделения Игорь Альхимович - компетентный и опытный специалист. Он рассказал, что за последний месяц поступило около 50 аварийных заявок. Когда они отсутствуют, бригада в составе слесаря и водителя занимается выполнением ремонтных заявок: ремонтируют котлы, колонки, плиты, занимаются отключением, подключением и заменой газо­использующего оборудования.

На приеме заявок – две Ольги. Прием-передача смены, то есть количества заявок, проверка исправности телефонов, рации и других приборов, инструктаж – так начинается рабочий день приемщика заказов. Звонков поступает много, поэтому у диспетчеров практически нет времени передохнуть. Они принимают заявки ремонтные, аварийные и на доставку баллонов от жителей четырех районов (Сморгонского, Ошмянского, Ивьевского и Островецкого). К тому же женщины следят за параметрами газорегуляторных (ГРП) и шкафных газорегуляторных (ШРП) пунктов. Если диспетчерам поступает сигнал об отклонении от норм, они отправляют бригаду на место.

Ольга Космач работает в «Сморгоньгазе» более 20 лет. На этом предприятии трудилась мама Ольги Ивановны, поэтому после двухлетней отработки в школе она устроилась в «Сморгоньгаз» контролером, позже стала секретарем, последние 8 лет работает в аварийно-диспетчерской службе. По мнению Ольги Космач, приемщик заказов должен быть сдержанным, терпеливым, коммуникабельным, технически грамотным. Во время общения с абонентом диспетчер проводит по телефону инструктаж, как вести себя в аварийной ситуации до приезда бригады. Главные правила, которые следует соблюдать при появлении запаха газа, - открыть окна, проветрить помещение, не включать и не выключать электроприборы и освещение, не пользоваться спичками и мобильными телефонами. Задавая вопросы абоненту, диспетчеру нужно правильно определить характер заявки, внести данные в программный комплекс и отправить заявку дежурной бригаде, которая видит ее на планшете.

Для Ольги Лукьянчик «Сморгоньгаз» - первое и пока единственное место работы. После длительного декретного отпуска 3 года назад она устроилась в охрану труда. Спустя 3 месяца перевелась в аварийную службу. Приемщик заказов должен быстро реагировать и всегда быть начеку. Этим и интересна работа для Ольги Анатольевны. Ее устраивает график работы, поэтому в ближайшее время она не планирует ничего менять.

Олег Суходольский свою профессиональную деятельность в «Сморгоньгазе» начинал с мастера службы эксплуатации наружных газопроводов и сооружений на них. Сейчас он - мастер аварийно-диспетчерской службы. Олег Олегович понимает всю сложность и ответственность, которая лежит на его плечах, ведь в случае аварии нужно мгновенно принимать решения, незамедлительно действовать согласно планам. Мастер, приходя утром на работу, вместе со слесарями и водителями проверяет оснащение автомобиля и комплект слесаря согласно перечню, приборы, средства индивидуальной защиты, наличие удостоверений. Далее планируется рабочий день дежурной бригады исходя из поступивших заявок. В первую очередь экипаж выезжает на аварийные вызовы.

Один из самых опытных сотрудников горгаза - Иван Клуйшо. Стаж его работы слесарем составляет 33 года. Это человек, который в экстремальных ситуациях действует с холодной головой. Иначе в его профессии нельзя. Индикатор утечки газа, газоанализатор, индикатор тяги - это далеко не весь список приборов слесаря аварийно-восстановительных работ в области газоснабжения. В каждой отдельной аварийной ситуации есть план локализации, которым должен руководствоваться Иван Чеславович. Приехав на место вызова, слесарь проверяет концентрацию газа, ищет утечку и устраняет ее. Бывает так, что абонент перепутал запах газа с другим запахом. В таком случае Иван Чеславович все равно все проверяет, чтобы удостовериться в отсутствии утечки. «С газом на «ты» нельзя, только на «вы», - к такому выводу пришел Иван Клуйшо после многолетней трудовой деятельности. 

В паре со слесарем работает водитель. Сергей Протасевич крутит баранку автомобиля в «Сморгоньгазе» уже 24 года. Основная обязанность
Сергея Николаевича – при поступлении аварийной заявки кратчайшим путем своевременно доставить бригаду на место. От момента поступления вызова до выезда должно пройти не более 5 минут. Помимо того, что водитель несет ответственность за техническое состояние автомобиля, он является правой рукой слесаря и оказывает ему помощь.

Перед допуском к работе слесари и водители направляются на обучение по профессии «слесарь аварийно-восстановительных работ в области газоснабжения». После этого они проходят стажировку, проверку знаний и приступают к самостоятельной работе. Сотрудники «аварийки» должны знать назубок инструкции по локализации и ликвидации последствий аварий. Ведь с газом шутить нельзя!

IMG_0750.JPG

Оксана ГЕЙБОВИЧ.

Фото автора.

Статьи по теме: