Реализация проекта «К искусству через бренд» в объединении по интересам «ИЗО–top»
В «Сморгонском районном центре творчества детей и молодежи» функционирует немалое количество объединений по интересам различного профиля, в рамках которых опытные педагоги проводят мероприятия, направленные на гармоничное всестороннее комплексное развитие учащихся. Особое внимание уделяется мероприятиям патриотического характера.
Стоит подчеркнуть, что воспитывать патриотические чувства необходимо с самого детства. Для школьников младшего возраста Родина – это то, что их окружает, это родной дом, школа, город. А изучение культуры и истории родного края является одним из важных шагов на пути формирования истинного гражданина и патриота.
Сморгонь имеет свою многовековую историю, каждый этап которой обладает уникальными неповторимыми чертами. Одной из самых сложных, противоречивых, но в тоже время ярких страниц выступает факт существования на территории нашего города в XVII–XIX вв. знаменитой «Медвежьей академии».
Я приняла решение разработать и внедрить в образовательный процесс объединения по интересам художественного профиля «ИЗО-top» - проект патриотической направленности «К искусству через бренд», цель которого – научить ребят основам академического рисунка и живописи через знакомство с одной из страниц истории малой Родины. Как человек сферы культуры, с уверенностью могу сказать, что искусство, в частности, такой его жанр как рисование, выступает одним из действенных инструментов на пути реализации патриотического воспитания, поскольку оно обладает огромной силой идейно-эмоционального воздействия.
Для усвоения учащимися новых знаний, а также актуализации уже имеющихся, для размещения заданий по теме и хранения необходимых материалов, предназначенных для проведения рефлексивного этапа занятий, я разработала лэпбук.
Помимо данного дидактического материала был создан кукольный театр – батлейка, который выполнял образовательную (на занятиях батлейка использовалась для показа того, чему учили косолапых в «Медвежьей академии»); декоративную (использовалась в качестве украшения на каждом занятии в ходе реализации проекта); релаксационную (использовалась при проведении пальчиковой гимнастики) и игровую (игра учащихся с батлейкой во время перерыва) функции. Также был разработан текст для проведения пальчиковой гимнастики.
На заключительных этапах занятий для оценки внутреннего состояния учащегося, его эмоций, деятельности в целом я применяю индивидуальную форму рефлексии с использованием разработанных метафорических ассоциативных карт. Анализ рефлексии с применением МАК позволил мне разработать, а затем и реализовать стратегии обучения в рамках объединения таким образом, чтобы на протяжении всего занятия ребенок находился в ресурсном состоянии, чувствовал себя комфортно, работал плодотворно и с интересом; помогает вступать во взаимодействие с учащимися как с союзниками.
Проект «К искусству через бренд» стал индикатором развития творческой личности ребенка, делом, в котором каждый ребенок почувствовал себя активным деятелем, созидателем произведений искусства.
Благодаря проекту учащиеся познакомились с частью истории своей малой Родины, узнали, почему Сморгонь называют родиной баранок и танцующих медведей, что является брендом современного города Сморгони. Также ребята познакомились с анималистикой, как жанром живописи. Прежде чем учащиеся смогли передавать образ бурого медведя с помощью схемы, они познакомились с графикой и ее основными элементами, отработав на практике законы светотени и правила штриховки, познакомились с теоретическими положениями науки цветоведения, научились правильно подбирать и смешивать цвета, работать с цветовыми растяжками; познакомились с такими понятиями, как «перспектива», «точки схода в перспективе». Эти же знания и умения ребята успешно применили при художественного изображения «Медвежьей академии». Учащиеся рисовали ее «учеников» посредством нетрадиционных техник: рисование воздушно-пузырчатой пленкой, губкой, пальчиками, вилкой.
Результаты работы над проектом могут составить основу для разработки предложений по брендингу арт-локаций, в частности, города Сморгони. Могут быть использованы в программах маршрутов культурного туризма, в системе образования, в научных фундаментальных исследованиях. Пополнится тематика и база работ «Сморгонского районного центра творчества детей и молодежи».
Проект был высоко оценен и удостоен первого места на районной научно-практической конференции «Гражданско-патриотическое воспитание в современном учреждении образования: опыт, традиции, идеи».
Александра МОНЧАК, педагог дополнительного образования, руководитель объединения по интересам художественного профиля «ИЗО-top» с помощью батлейки знакомит учащихся с одной из тем проекта
Учащиеся работают с метафорическими ассоциативными картами
Дидактическое пособие, созданное педагогом
Александра МОНЧАК,
педагог дополнительного образования «Сморгонского районного центра творчества детей и молодежи».