Учить других, учиться самому

 

Учить других, учиться самому

Общество
27.04.2023
836

В Республике Беларусь образование сочетает в себе обучение и воспитание в интересах человека, общества, государства. Оно направлено на формирование гармоничной и разносторонне развитой личности.

дурейко.jpg

Беларусь занимает 32 место по Индексу образования в рейтинге Индекса человеческого развития и имеет лучший результат среди стран СНГ. По показателю «Доступ к базовым знаниям» в Индексе социального прогресса за 2020 год Беларусь занимает 17 место среди 163 стран мира. Уровень грамотности взрослого населения Беларуси всегда был одним из самых высоких в мире, сейчас он достигает 99,9%.

Директор гимназии Ирина Дурейко - не только администратор. Она еще ведет уроки географии. В 9 классе в этом предмете есть тема «Сфера услуг», где определенное место отведено образованию и науке. О них Ирина Анатольевна подробно рассказывает ученикам.

 «Особенность белорусского образования в том, что оно пятиступенчатое: дошкольное, общее среднее образование, профессионально-техническое, среднее специальное и высшее, - говорит педагог. - Гимназия, как и другие общеобразовательные школы, находится на второй ступени образования. Кроме этого, в общем среднем образовании тоже выделяются ступени – начальная (1 - 4 классы), базовая (5 - 9 классы) и средняя (10 - 11 классы)».

Раньше в Беларуси обязательным для всех учеников было базовое образование, теперь законодательно закреплено общее среднее. Но это не значит, что ребенок, который окончил базовую школу, должен идти в 10 - 11 классы. Он может выбрать учебное заведение профессионально-технического профиля, получить там профессию и среднее образование.

Между общеобразовательными школами и гимназиями есть небольшое отличие. В общей средней школе ученики занимаются почти по тем же программам, что и в гимназии. Только для гимназистов 5 - 7 классов в учебном плане заложено 5 часов английского языка в неделю. В обычной школе меньше. А на этапе предпрофильной подготовки (8 - 9 классы) эти часы можно перераспределять в зависимости от выбора учащихся. Если ребенку в будущем не нужен будет английский язык, а нужна математика, то он сможет выбрать для себя предметы математического цикла.

Родители, подавая документы для зачисления своих детей в гимназию, пишут заявление о том, что согласны на изучение английского языка в 1 и 2 классах на платной основе. Таким образом готовится база для изучения этого предмета на повышенном уровне. В 3 - 4 классах дети дополняют знания по английскому языку за счет государственного компонента. К 5 классу они уже говорят и понимают простые предложения на иностранном языке.

Чтобы попасть ученику в профильный класс, который может быть и в обычной школе, нужно иметь средний балл 7 и выше. Это первое условие. Второе – по профильным предметам, которые он выбирает, тоже должно быть не ниже 7-и баллов.

В этом году совмещены выпускной экзамен и централизованное тестирование. Ученики 11 класса имеют возможность сдать централизованный экзамен по двум предметам в учреждении образования по месту жительства. Белорусский или русский они будут сдавать 14 мая. На втором экзамене, который совмещен с централизованным тестированием, каждый учащийся будет сдавать предмет по выбору.

Для поступления в вуз нужны три сертификата. Два из них ученику выдадут в школе. Они будут основанием для получения итоговой оценки в аттестат. После этого для поступления в вуз одиннадцатикласснику останется сдать только одно ЦТ, в которое будут включены три предмета.

Ирина Дурейко отметила, что в гимназии работают не только опытные преподаватели, но и молодые. На них тоже делается ставка. В следующем учебном году после окончания вуза на работу в гимназию придут двое ее выпускников.

Для того, чтобы быть востребованным, интересным для детей, учителю необходимо постоянно пополнять свои знания. Ведь с развитием информационных технологий он перестал быть единственным источником знаний для ученика.

Юрий ЯНУШКЕВИЧ.

Фото автора.