Ребенок не реагирует на просьбы: когда стоит бить тревогу?

 

Ребенок не реагирует на просьбы: когда стоит бить тревогу?

Общество
04.04.2023
3207

Как часто вы слышите фразы: «Подожди», «Скоро заговорит», «Еще не время», «У него просто такой характер», «Это наследственное»? Да, несомненно, каждый ребенок – уникальная личность. Скорость освоения навыков может отличаться: кто-то пошел раньше, а кто-то не спешит произносить первые слова. Однако некоторые родители считают нормой запоздалое развитие малыша, но иногда это является поводом задуматься о его состоянии. Рассмотрим, в каком случае можно говорить о закономерном развитии ребенка, а когда речь идет о нарушениях.

девочка.jpg

На большинство просьб ребенок говорит «нет» либо игнорирует. Обычно детки реагируют резким негативизмом в возрасте 2 - 3 лет. Таким образом они пытаются показать взрослым, что их мнение тоже значимо. Если же ребенок не отзывается на свое имя, не выполняет элементарные просьбы и сам их не инициирует, у него отсутствует указательный жест (к 18 месяцам), создает впечатление «самого по себе» - не оставляйте это без внимания.

Ребенок импульсивен, слишком эмоционален. «Порой кажется, что он меня не слышит, подвержен только своим внутренним импульсам…» Согласитесь, для нормального эмоционального развития малыша нужны разнообразные эмоции. Эмоциональные переживания ребенка от 1 до 3 лет кратковременны, неустойчивы, порой бурные. Проявление негативных эмоций – не редкость. Они могут быть вызваны различными факторами (сбой режима дня, несогласованность в воспитании и единстве требований). Поводом насторожиться являются скудные, маловыраженные эмоции ребенка, немотивированные колебания настроения, возбудимость, агрессивность, отсутствие эмоционального отклика.

Несамостоятельность малыша как следствие невыполнения просьб.  В раннем возрасте у ребенка формируется независимость, которая в дальнейшем, при благополучном раскладе, формируется в самостоятельность. В этом периоде вы постоянно слышите фразу ребенка «Я сам», и это замечательно! Да, в современном мире мы все куда-то спешим, иногда проще самому все сделать за ребенка: одеть, покормить, поднести.  Задача взрослого - поощрять самостоятельность. Ведь за ней следует развитие не менее важных процессов - познавательных, моторных, навыков самообслуживания.

Если вас настораживают какие-либо моменты в развитии вашего ребенка, вы можете обратиться к специалистам. Помните о том, что чем раньше ребенку будет оказана помощь, тем больше вероятность преодолеть отклонения в его развитии. В государственном учреждении образования «Сморгонский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» можно бесплатно получить консультативную, диагностическую и, при необходимости, коррекционную помощь педагога-психолога и учителя-дефектолога. Обращаться по телефону 4-84-76.

Анна СВИРСКАЯ,

педагог-психолог Сморгонского ЦКРОиР.