Советы специалиста. В движении ребёнок развивается
Во время движения интенсивнее протекают все физиологические процессы (дыхание, кровообращение, пищеварение, процессы обмена), развивается эмоциональная, волевая, познавательная сферы. Малыш ползает, ходит, бегает, лазает и одновременно знакомится, познаёт свойства предметов (тяжёлый, лёгкий, мягкий, колючий, длинный и так далее), учится ориентироваться в пространстве, понемножку усваивает, что такое «далеко», «близко», «высоко», «низко». Чем разнообразнее движения, тем богаче опыт ребёнка, тем больше поступает информации в мозг, тем лучше развивается интеллект, речь малыша. Согласно многим исследованиям, неправильно сформированные двигательные навыки в раннем детстве приводят к нарушениям осанки, искривлениям позвоночника, к отклонениям в развитии внутренних органов. Недостаточная двигательная активность крайне неблагоприятно сказывается на развитии ребёнка.
Без движения не будет функционировать ни одна система. Чтобы увидеть предмет, нужны движения глаз. Чтобы взять игрушку, нужны движения руки. Чтобы сказать слово, артикуляционные органы осуществляют целый ряд движений. И наоборот, чтобы выполнить то или иное движение, нужна мотивация, интерес.
Первое доступное действие познавательного характера - это хватание. Малыш тянется к предмету, перекладывает из руки в руку, тянет в рот, трясёт погремушкой, добиваясь звука. С каждым днём движения становятся всё более уверенными и скоординированными. Не спешите помогать ребёнку, когда он пытается сделать движение сам. Если малыш тянется ручкой к игрушке и пытается ползти, не стоит подкладывать желаемую игрушку ближе, облегчая ему задачу. Наше родительское желание помочь подавляет мотивацию к движению, к освоению пространства у малыша. Зачем стремиться и преодолевать трудности, если стоит чуть хныкнуть и всё будет. Родителей должно насторожить, если к шести месяцам ребёнок, лёжа на животе, не может дотянуться до игрушки, не разглядывает свои ручки, не может ухватить кубик.
Когда малыш уверенно сидит, окружающий мир открывается с другой стороны. Ребёнок совершает всё новые и новые движения, чтобы познакомиться со всем, что его окружает: тянет всё в рот, перекладывает из руки в руку, открывает шкафчики, вытаскивает из них содержимое, любит играть с кастрюльками, греметь крышками. Сидя на стульчике, кроха часто сбрасывает предметы вниз, но не для того, чтобы позлить маму. Он прослеживает взглядом упавший предмет, прислушивается к звуку. Стоит обратить внимание, если ребёнок этого не делает!
Ползание очень важный этап в развитии ребёнка. Перекрёстные движения, когда двигаются одновременно правая рука и левая нога, и наоборот, не только укрепляют мышцы спинки, ручек, ножек, живота, но и развивают связи между двумя полушариями, тренируют вестибулярный аппарат, развивают зрительное восприятие, ориентирование в пространстве, формируют представления о собственном теле. Закладывается основа, фундамент для умения говорить, правильно и красиво писать, рисовать. Малышам, которые пропустили этап ползания, бывает сложно усвоить пространственные предлоги – под, над, из, из-за, они могут долго путать право и лево, верх и низ. Нельзя сказать, что у всех детей, которые не ползали, будут проблемы в развитии. Но у большинства деток с нарушениями речи, задержкой в развитии этап ползания был пропущен или протекал вяло.
Чем больше ребёнок будет исследовать, тем более любознательным он будет потом. Создайте потребность и возможность в ползании. Если малыш находится целый день в кроватке или в тесном манеже, у него не возникнет мотивация, стремление к движению. Ведь все игрушки в зоне доступа. Дайте ребёнку больше пространства, играйте на полу, чаще выкладывайте его на живот, поощряйте, раскладывая игрушки по всей комнате. Если малыш все же ползал мало, а уже начал ходить, поиграйте с ним в игры и упражнения, которые помогут восполнить недостаток таких важных перекрестных движений. Разложите по всей комнате мячи или интересные предметы, стимулируя малыша опуститься на пол и проползти. Когда ребёнок лежит на спинке, поиграйте с ним в «бокс» (поочерёдные движения ручками), «велосипед» (поочерёдные движения ножками). Польза этих упражнений усилится, если движения будут согласовываться с ритмом песенки или потешки. Наклейте на коленки наклейки или липучки. Поощряйте малыша снять наклейку правой ручкой с левой коленки и наоборот. Соорудите «полосу препятствий» из подушек, скрученных одеял, ортоковриков. Упражнения с перекрестными движениями полезны и деткам постарше: бросание мячей правой рукой и левой, подбивание мяча и правой ножкой, и левой, прокатывание по полу мячей больших и маленьких. Чему учится малыш: соотносить захват ручек с размером мяча, прослеживать глазками движущийся предмет, различать предметы по величине.
Детки все очень разные. Кто-то слишком активный, с повышенной возбудимостью, кто-то, наоборот, не любит много бегать, а предпочитает спокойные игры. Малышам суперподвижным стоит предлагать игры, которые требуют точности, координации движений: попасть в цель, пройти по узкой скамейке, доске, проползти с игрушкой на спинке, не сбросив её. Для малоактивных деток нужно создавать ситуации, чтобы им захотелось двигаться. Предложите поиграть с вами в догонялки. Для малышей характерно образное восприятие окружающего мира, поэтому можно прибегать к сравнениям: «Попрыгаем, как зайка», «Побежим тихо, как мышки». Хвалите ребёнка, даже если у него не всё получается. Будьте эмоциональны. Любовь и ваше время – это всё, что нужно малышу!
Наталья ЧИРИЦА,
учитель-дефектолог Сморгонского ЦКРОиР.