На службе стране и города
Вот уже на протяжении полутора сотни лет железная дорога продолжает играть большую роль в экономической жизни нашей страны и города. Неотъемлемой частью сегодняшней Белорусской железной дороги является её участок Минск-Гудогай и железнодорожная станция Сморгонь. Вспомнить об истории нам поможет хороший повод: 150 лет тому назад, 14 января 1873 года, участок и станция Сморгонь были введены в эксплуатацию. В этом материале речь пойдёт об истории развития Либаво-Роменской дороги и железнодорожной станции Сморгонь в царский период.
Ты помнишь, как всё начиналось?
С 1866 по 1875 годы в Российской империи случился настоящий бум в строительстве железных дорог. Он был связан с резким ростом состояния тех, кто руководил этой стройкой. Люди при царском дворе, у которых были деньги, стали активно включаться в борьбу за патенты на строительство железных дорог.
Не стала исключением и Либаво-Роменская железная дорога, и станция Сморгонь. Правда, во время объявления конкурса на строительство дороги, призванной обеспечить доставку хлеба из южных областей нынешней Украины в прибалтийские морские порты, называлась по-другому: Ландваро-Роменской. Инженеру-железнодорожнику Карлу Фёдоровичу Мекку, уже имевшему опыт в постройке железных дорог и сколотившем на этом бизнесе приличное состояние, нужно было здорово попотеть, чтобы получить патент на строительство дороги. Пришлось воспользоваться своими связями при дворе и занести кое-кому «подарки». Но всё это окупилось сторицей, и патент был получен. В 1871 году работы закипели. Железная дорога строилась за частные деньги полностью из импортных материалов. Для эксплуатации закупались импортные паровозы, пассажирские и вагоны для перевозки грузов. Экономили только на возведении железнодорожных станций. Их решили строить из дерева, по упрощённому проекту. В 1873 году дорога была полностью завершена. 14 января 1873 года приказом по организации движения на участке Минск-Вильно были назначены следующие начальники железнодорожных станций: Солы – Леонтий Алексеевич Волков; Залесье – отставной прапорщик Эдуард Карлович Гибшман лютеранского исповедания; начальником станции Сморгонь… А вот тут сложно однозначно ответить. Источники того периода противоречат друг другу. Один утверждает, что первым начальником был Александр Иванович Григорьев, а второй – что им был Телесфор Детман. Решить эту проблему скорей всего поможет работа в архивах России.
Именно 14 января 1873 года прошел первый состав. Кстати, на данном участке находились следующие станции: Вильно, Кена, Слободка, Солы, Сморгонь, Залесье, Молодечно, Красное (с 1875 года переименованную в станцию Уша), Радошковичи, Ратомка, Минск. Все остальные станции и остановочные пункты появились позже.
Появление железнодорожной станции в Сморгони для местных жителей стало сенсационным событием. Это ж можно так экономить своё время! Возьмем, к примеру, город Вильно (нынешний Вильнюс). Раньше жителю Сморгони, чтобы дойти до Вильно пешком, нужно было потратить четверо суток. Можно было поехать на лошади верхом или в запряженной повозке – и добраться в Вильно за двое суток. Ещё как вариант – плыть на лодке по реке Вилии, но тоже надо потратить 3-4 суток. На поезде тогда (данные 1909 года) из Сморгони в Вильно можно было попасть за пять часов – огромное достижение!
Ещё один плюс строительства железной дороги для Сморгони - одновременно возводился и телеграф. Таким образом, к 1873 году Сморгонь получила ещё одну техническую новинку.
От железнодорожной станции Сморгонь в город была проложена гравийная дорога, вдоль которой высадили деревья. Так появилась Вокзальная аллея (нынешняя улица Комсомольская).
Новый вокзал и новые услуги
В 1876 году, соединив Ладварово-Роменскую и Либаво-Кошедарскую дорогу, эту железную дорогу переименовали в Либаво-Роменскую. Новый этап в её развитии наступил после 1881 года (когда в железнодорожной катастрофе в Борках едва не пострадала царская семья). Вследствие этого произошли значительные изменения. В 1891 году государство выкупило у семьи Мекк Либаво-Роменскую железную дорогу, включая железнодорожные станции. Вскоре после этого импортные поезда и вагоны стали заменяться отечественными. Менялся на российский и сам материал железнодорожного полотна. Все станции на этой железной дороге стали перестраивать. На месте деревянной станции была возведена новая железнодорожная станция Сморгонь. Выстроена в «псевдорусском стиле», от нынешней она отличалась большими размерами. Раньше общество было сословным, и для каждого сословия необходим был свой зал ожидания, в котором находились отдельные кассы, буфеты и т. п.
До выкупа у семьи Мекк Либаво-Роменская железная дорога, в основном, перевозила грузы из Украины в порты Латвии, а местный экономический потенциал практически не использовался. После выкупа ситуация изменилась. В Сморгони заработали промышленные предприятия по переработке кожи, развивалась пищевая промышленность и лесозаготовки. Вскоре в городе появились свои торговые компании: в 1899 году - компания Елия Меировича Шварца, а 1900 году - Брудного Ицки Лейбовича и «Магидсь Марьяша и сыновья». Около станции Сморгонь эти компании строили склады для содержания скота, хранения переработанной кожи, а потом арендовали вагоны, чтобы погрузить товар и отправить его по железной дороге. Количество грузов отправляемых со станции Сморгонь из года в год росло. Строить склады и отправлять грузы стали также пищевики и лесозаготовители. Железная дорога также участвовала в перевозке почты из Сморгонской почтовой конторы.
Шло время, численность населения местечка росла, вместе с ним рос вес и количество почтовых грузов отправляемых со станции Сморгонь. В начале 20 века руководство станции задумалось: «Почему бы нам не заиметь свою почту?» Сказано – сделано. Сохранились следующие сведения о начальниках почты в памятных книжках Виленской губернии. Других сведений о деятельности почтового участка на станции Сморгонь пока найти не удалось.
Как отмечалось, в Сморгони была развита кожевенная промышленность. Сюда, на станцию, привозилось много скота, поэтому именно на железнодорожной станции Сморгонь в 1900 году открылся первый ветеринарный пункт, услугами которого могли воспользоваться все местные жители. Официально должность ветеринарного врача звучала так: «скотапунктовой ветеринарный врач скотопрогонного тракта при станции Сморгонь Либаво-Роменской железной дороги». Памятные книги Виленской губернии даже сохранили короткие сведения о ветеринарных врачах.
Казалось, железнодорожная станция будет только развиваться, но всё перечеркнула война. В сентябре 1915 года боевые действия развернулись в Сморгони. Инфраструктура станции сильно пострадала. Остались старые фотоснимки разрушенного сморгонского вокзала, которые сделали немцы в 1917 году.
После окончания всех боевых действий Сморгонь по Рижскому миру вошла в состав Польского государства. Все разрушенные постройки железнодорожной станции были снесены, на их месте появились новые. Началась совсем другая история.
Павел КАРТАВИК,
главный хранитель фондов историко-краеведческого музея.