Сила гравитации

 

Сила гравитации

Общество
07.11.2022
2508

Притяжение родной земли… Говорят, с годами человек чувствует её сильнее. Он многое увидел и пережил, но словно какая-то невидимая сила тянет его к истокам. Туда, где его босые детские ноги бегали по тёплым лужам, по утренним росам, по цветущим лугам…

Не знаю, связано ли притяжение родной земли с законом всемирного тяготения Ньютона? Мой собеседник, наверное, об этом лучше знает: он дипломированный физик. Но о том, как сильно, словно магнитом, тянет родное, расскажет каждый, даже самый далёкий от науки человек.

С ректором Института предпринимательской деятельности Виктором Цыбовским мы встретились в его «родовом гнезде» в Сморгони. Он здесь часто бывает. Дом, который построили его родители на улице Первомайской в 1953 году, не выглядит «старожилом».  Виктор Леонидович его осовременил, увеличил в квадратах.

Наверное, мало кто в Сморгони знает, какого достойного сына вырастила наша земля. Отличник образования Республики Беларусь, обладатель медали «За трудовые заслуги» и Почётной грамоты Совета министров Республики Беларусь. Умный, начитанный, простой в общении…

2.jpg

«Всегда носите своё детство с собой, и вы никогда не состаритесь»

(британский драматург Том Стоппард)

Виктор Леонидович родился в 1956 году. Его отец работал шофёром, а мама – ветеринарным врачом. С теплотой и трепетом вспоминает Виктор Леонидович вторую школу и своих учителей, до сих пор помнит, как их зовут и интересные детали школьной жизни, о них особенно хочется написать.

- С малых лет мы росли людьми самостоятельными. Наши родители много работали, поэтому не могли своё внимание уделять нам, - делает важный акцент мой собеседник. - В первый класс тогда дети шли в семь лет. Помню, мама подготовила мне портфель, форму, цветов нарвала. «Школу видишь? Иди!» - сказала мне 1 сентября, и я пошёл. Один. В школе сказал, как меня зовут, мне показали учительницу. С этого момента началась моя интересная школьная жизнь.

Нашу первую учительницу звали Галина Ивановна Бабичева. Прекрасный человек. Когда у неё был день рождения, мы ходили к ней домой. Сами покупали подарок (деньги давали родители). Учительница нас чаем угощала, мы общались. Потом нашим классным руководителем была Таисия Фёдоровна Свиридовская, вела у нас математику, окончила в своё время БГУ, была сильным специалистом, настояла, чтобы я участвовал в предметной олимпиаде по математике, много со мной занималась.

У меня был плохой почерк, сам себя за это не уважал, комплексовал даже. Но учитель русского языка и литературы Галина Владимировна Ешкевич, когда раздавала после проверки сочинения, говорила: «Молодец, неплохо, читаемо». Она сумела убрать во мне комплекс из-за почерка, а могла бы и развить…

Историю у нас вёл Александр Викторович Мартишонок. Ученика, который глубоко «копает» в истории, усаживал напротив себя и беседовал. Он нас приучал анализировать социально-культурную среду того места, где ты живешь, мыслить не поверхностно, общими фразами, а обращаться к конкретным людям и ситуациям.  Учителю белорусского языка и литературы Арсению Николаевичу Быковскому я благодарен за то, что теперь свободно пишу и читаю по-белорусски. А учителю физкультуры Здиславу Иосифовичу Бабичу – за то, что привил нам любовь к спорту. Он выжимал одной рукой 75-килограммовую гирю. Однажды продемонстрировал это. После чего мы все стояли на физкультуре по стойке «смирно» от одного только взгляда физрука. К слову, я «75-ку» жал двумя руками, хотя и дома тренировался (отец установил турник, купил мне гантели и экспандер), и в школе занимался баскетболом, лыжами, лёгкой атлетикой, участвовал в соревнованиях. 

И, конечно, навсегда остались в памяти уроки географии Ирины Никоноровны Гаевой.

Помню, она выводила нас на берег реки Оксны, знакомила с богатым растительным миром, со структурой береговой зоны. В коробочки мы засыпали песок, систематизировали собранное. Невероятно, но факт: через простое копание в песке на реке она учила нас любить свою землю. Тысячи слов не дадут этого понимания, которое можно получить в процессе такой работы.

Вторую школу вспоминаю как очень позитивную по отношению к детям. И между нами, школьниками, были культурные отношения. Не то, чтобы нанести удар, но даже оскорбить друг друга мы не могли. Я с удовольствием ходил в школу.

- С кем-нибудь из одноклассников Вы поддерживаете отношения сейчас?

- Со многими! Когда приезжаю из Минска, они приходят в гости. Этим летом у меня «на пати» собралось почти полкласса.  Попасть сюда – без проблем: стоит машина возле дома, значит, я в Сморгони – заходите.

- Вот так легко можно в гости попасть? А если Вы заняты?

- А чем я здесь занят? Если по хозяйству, то могу остановить свою работу. Нет ничего важнее человеческих отношений.

IMDD25~1.jpg

18.jpg

16.jpg

15.jpg

«Мечты, мечты, где ваша сладость?»

Мой собеседник шутит: «Я вырос среди собак». Он много знает о дрессировке и содержании четвероногих. Первый пёс – большой легавый по кличке Жулик – в семье Цыбовских появился, когда мальчик только родился. «Жулик рос вместе со мной, мы очень подружились. Невероятно красивый, ласковый, способный защитить человека.  Мне было 9 лет, когда собаки не стало. Помню, как переживал, как требовал: «Мама, ты же ветеринар! Оживи его!».

После у Вити было много собак. Иногда по 4 – 5 одновременно. О них он заботился по-взрослому: несмотря на то, что мама была ветврачом-эпизоотологом, собак водил на приём к ветеринарам на ветстанцию, там же вакцинировал. У каждого четвероного был паспорт. Собаки были не для забавы, мальчик их усиленно тренировал.

Долгое время Виктор мечтал стать пограничником. Героем его грёз был полковник пограничных войск Никита Фёдорович Карацупа, Герой Советского Союза, который создал школу воспитания следопытов и дрессировки собак. Он прославился своими рейдами против нарушителей границы, во время которых использовал хорошо обученных четвероногих бойцов. «Полковник Карацупа был известным человеком в Советском Союзе, мне очень хотелось быть на него похожим, - уточняет Виктор Леонидович. - Усилилось желание после того, как прочитал его книги «Жизнь моя – граница», «Записки следопыта». По сути, я определил свою миссию – служить так, чтобы людям жилось спокойно. И чтобы собака была в помощь. Патриотизм, ответственность за то, что происходит в стране, – для меня эти слова имели глубокий смысл. 

Лет с 14-и лет я увлекся физикой, заинтересовался личностью Константина Циалковского – и мои планы изменились…».

площадь.jpg

«Лучший путь к успеху – влюбиться в то, что ты делаешь»

Уж не этим ли постулатом от известного актёра Джеки Чана руководствовался наш герой? Где бы он ни работал, ему всегда было интересно что-то новое познавать, продвигать, внедрять. Виктор Леонидович окончил физический факультет Белорусского государственного педагогического института имени Горького (сейчас БГПУ им. М. Танка). После его окончания преподавал в Вилейском СПТУ-48. Затем была служба в армии, работа преподавателя в Минском ПТУ-117, инспектора в управлении образования администрации Заводского района г. Минска. А потом ему предложили возглавить столичную среднюю школу №200 с общеэстетическим уклоном – и Виктор Леонидович согласился. Школа была большая – 2300 учащихся, педколлектив – 175 человек.

Параллельно с директорством преподавал теорию образования в академии физвоспитании (сейчас Белорусский государственный университет физической культуры), на химфаке БГУ и в других заведениях. Работал над кандидатской диссертацией на тему «Активизация познавательной деятельности старшеклассников в процессе взаимосвязи проблемного и частично-поискового методов обучения (на материале дисциплин натурально-математического цикла)». В 1994 году он защитил диссертацию, ему была присвоена учёная степень кандидата педагогических наук.

«Как педагог, я придерживаюсь взглядов Яна Амоса Каменского, который в 17 веке поставил своей целью дать на новых началах теорию образования, или «всеобщее искусство учить всех всему скоро, легко и основательно». Почему к ней обращаются сейчас? Опыт показал, что чистая экономика или чистый бизнес, чистое религиозное или физическое, культурное или эстетическое воспитание не привели к успеху. Мы терпим большие экономические издержки от невоспитанности и некультурности людей. Теория образования говорит о том, как можно привести человека в нужное профессиональное, личностное состояние, которое отвечает современному времени, - отмечает мой собеседник. - Я написал учебное пособие «Управление человеческим капиталом», в котором рассказал, как молодого человека воспитывать профессионально и общекультурно, чтобы он был всесторонне развитым и глубоким профессионалом своего дела. Очень важно правильно нацелить юную особу на постижения знаний. Как это было во второй школе города Сморгони, когда я учился. Такую же атмосферу старался создать в минской школе, когда работал директором». К слову, Виктор Цыбовский – автор 7 учебных и учебно-методических пособий, более 60 научных публикаций.

7.jpg

До того, как стать ректором Института предпринимательской деятельности, Виктор Леонидович работал начальником Главного управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь, деканом факультета доуниверситетской подготовки БГПУ им. М. Танка.  В 2006 году возглавил один из ведущих частных вузов страны, который был создан по инициативе академика Сергея Атаева 30 лет назад (11 ноября институт будет отмечать юбилей). Здесь готовят специалистов по трём направлениям: экономика, управление и экономический перевод.

«В подготовке специалистов сотрудничаем с Академией управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусским государственным экономическим университетом, Минским государственным лингвистическим университетом и другими вузами страны.

Институт предпринимательской деятельности призван дать начинающим предпринимателям Беларуси ту спасительную нить Ариадны, которая поможет им овладеть основами цивилизованного бизнеса. Интегрируясь в мировую экономику, Беларусь остро нуждается в специалистах, способных заглянуть за горизонт, ответить на вызовы времени. Они не появятся сами по себе. Их нужно воспитать, дать современные знания – ту волшебную нить Ариадны, которая поможет им ориентироваться в самых запутанных лабиринтах бизнеса», - вот так образно говорит Виктор Леонидович о своей нынешней работе.

То, что греет душу в лютые морозы

В конце беседы перешли к теме семьи. С будущей женой Ларисой Виктор Леонидович познакомился ещё в студенчестве. Она тоже физик по образованию. В следующем году они отметят 45-летний юбилей совместной жизни. У пары двое взрослых детей – сын и дочь. 

семья.jpg

«Моя семья – то, что греет душу в самые лютые морозы. И мой сморгонский дом, который достался от родителей, - место, где мне всегда комфортно. Здесь жили моя бабушка, родители, сестра. Здесь хорошая энергетика, - улыбается мой собеседник. - Сморгонский край, на мой взгляд, - один из лучших регионов Беларуси. Здесь природа прекрасная. И сам город с интересной историей, цивилизованный. Пока мы здесь проводим выходные, но в будущем планируем окончательно перебраться. Притягивает родное». 

Галина АНТОНОВА.