В школу по новым правилам
297 статей, из которых 17 новых, более 200 изменений и поправок, которые внесены в прежнюю версию документа – всё это обновленный Кодекс Республики Беларусь об образовании. О том, с чем придется столкнуться педагогам, учащимся и родителям мы поговорили с директором гимназии Ириной Дурейко.
Известно, что шестой школьный день – время проведения различных воспитательных мероприятий для школьников, кроме учащихся «третьей» ступени образования, которые это время посвящали факультативным занятиям. В обновленном документе говорится о том, что с 1 сентября с учащимися, начиная с 5 класса, в этот день можно будет проводить факультативные занятия.
- Это связано с тем, чтобы разгрузить учащихся в будние дни, а в субботу сделать упор на факультативные занятия и иметь возможность регулярно, не только по субботам, проводить воспитательную работу, - отметила Ирина Анатольевна. - Как правило, все воспитательные мероприятия проходили в субботний день, который был не обязательным для посещений, лишь по желанию. И многие дети, по объективным причинам, не посещали учреждения образования в шестой школьный день, что сказывалось на воспитательном процессе.
Введено такое понятие, как «конфликт интересов педагогического работника». Это ситуация, когда у педагога возникает заинтересованность в получении определенной выгоды, которая противоречит интересам обучающихся или их родителей.
- В виду того, что если есть недобросовестные педагоги, которые не хотят «выкладываться» на учебных занятиях, для того, чтобы качественно подготовить учащихся по предмету, а предлагают свои услуги в качестве репетиторов, - прокомментировала Ирина Дурейко. – Знаю, что такое явление есть по стране, но у нас в гимназии этого нет. Разрабатывая приложение о материальном стимулировании педагогов в коллективном договоре, мы заложили в него элементы премирования. В нашем учреждении образования каждый педагог заинтересован в успехе своих учеников, потому что это предполагает дополнительную материальную оплату.
Отдельное внимание в обновленном Кодексе уделяется такому новшеству, как обязанность родителей по обеспечению выполнения их детьми требований учредительных документов и правил внутреннего распорядка для обучающихся.
- И это очень хорошо. Ещё ранее школы района и области разработали по рекомендациям Министерства образования Республики Беларусь свои подходы к школьной форме. Гимназия эти элементы школьной формы ввела и четко закрепила в Уставе учреждения образования и Правилах внутреннего распорядка. Здесь же говорится и об общих требованиях к внешнему виду учащихся, - отметила директор гимназии. - К сожалению, не все гимназисты придерживались этих правил и приходилось беседовать с детьми и с их родителями. Теперь же, в виду официального закрепления требований выполнения учащимися учредительных документов и правил внутреннего распорядка, нам будет проще.
Важные изменения в Кодексе – условия итоговой аттестации. Приняты они для того, чтобы снизить учебную нагрузку на выпускников и совместить экзамен за курс средней школы со вступительными экзаменами. Если выпускник будет поступать в ВУЗ, где например, требуются математика или русский язык, то ему останется сдать только один экзамен в виде централизованного тестирования. И соответственно, так ему будет легче. Нужно отметить, что эти изменения вызывают у педагогов и будущих выпускников опасения. Но, уверена, что профессионализм педагогов гимназии при условии ответственной подготовки учащихся позволит справиться с этой проблемой и ребята будут подготовлены к выпуску и к поступлению на самом высоком уровне.
Некоторых изменений подвергнутся и средние специальные учреждения. Как отметила директор Сморгонского государственного политехнического профессионального лицея Наталья Липовая, изменения коснулись лишь наименования учреждения образования. С 1 сентября лицей будет называться колледжем.
Наталья РЫЛЁВА.
Фото автора.