Полезные игры дома для детей от года
Малыш не просто разбрасывает содержимое шкафов, стучит ложкой по столу или крышкой кастрюльки, бросает предметы. Таким образом он приобретает знания о размерах, форме, свойствах окружающих предметов. Малыш учится постоянно и только тогда, когда игрушка, предмет или действие ему интересны. Мама и папа поддерживают интерес ребёнка, направляют его любознательность в нужное русло.
В мамину копилку предлагаем несколько игр, которые будут интересны детям и помогут родителям развивать у малышей внимание, координацию, мелкую моторику, речевую активность, умения различать предметы.
Игры с коробочками
«Наведём порядок». Понадобятся две ёмкости (коробки, миски), два вида разных предметов. Например: кубики и шарики, чайные ложки и крышки от бутылок, прищепки и носочки, вариантов множество. Положите один предмет в одну коробку, другой - в другую. Помогите малышу «навести порядок».
«Закрой крышечки». Найдите коробочки, баночки с крышками различных размеров и из разных материалов. Можно положить в коробочки что-нибудь (кубики, прищепки). Покажите малышу, как снимать крышки и возвращать их назад. Чему учится ваш ребёнок? У него развивается внимание, координация рук и зрения, умение различать предметы по размеру, величине.
«Найди колокольчик». Понадобятся три маленькие коробочки (например, от молока), цветная бумага, скотч. Оклейте две коробки одним цветом, а третью – другим. Поместите в третью коробку колокольчик или другой звучащий предмет. Заклейте скотчем все коробочки. Дайте в руку ребёнку и помогите потрясти. Когда малыш потрясёт третьей коробочкой, эмоционально среагируйте на звук. Чем полезна эта игра? Малыш учится различать звуки и цвета.
Игры на кухне. «Ситечко». Наберите в кастрюльку воды, бросьте туда разные предметы (небольшие), поставьте рядом пустую миску, дайте малышу ситечко в ручку. Задача ребенка – выловить из воды с помощью ситечка все предметы и переложить их в пустую ёмкость. Постепенно ситечко заменяем на ложку.
«Приглашаем на чаёк». Наливаем в стакан или в кружку воду. Имитируем перемешивание сахара в чае. Сначала придерживайте ручку ребенка своей рукой. Обратите его внимание на то, что ложка в стакане не должна сильно стучать (хотя это самое интересное). И вода не должна выплёскиваться. Упражнение будет особенно интересным, если стакан прозрачный, а в воде размешиваем красящие крупицы (например, марганцовку или шафран).
«Экскаватор». Берем миску, насыпаем туда крупу. В середину ставим небольшой стаканчик. Ложка – это ковш экскаватора. Зачерпнули из большой миски крупу – высыпали в стаканчик. Пытаемся его наполнить доверху. Пустая чашка может стоять и рядом с полной тарелкой. Можно спрятать в крупу мелкие игрушки, а малыш должен ручкой найти их.
«Покормим куклу кашей». Понадобится кукла (мишка, собачка), ложка, тарелка кукольные или обычные. Действия можно выполнять совместно с ребёнком, по вашему словесному указанию малыш зачерпывает ложкой «кашу» и старается донести ее до игрушечных ротиков. Можно «покормить» и маму с папой «Ням-ням! Ах, как вкусно! Спасибо!». В этой игре не только совершенствуется навык пользования ложкой, но и закрепляется умение понимать и употреблять слова (вода, сахар, каша, ложка, тарелка).
«Волшебный мешочек». Возьмите сумку или мешочек, наполните разными на ощупь игрушками. Помогите малышу опустить ручку в мешок и найти там нужную игрушку или предмет. Комментируйте происходящее словами: «Кто там спрятался?», «Давай найдем что-то мягкое (колючее)». Не забывайте эмоционально реагировать на любое действие! Что развиваем? Тактильное восприятие, пополняем словарный запас ребенка.
Игры на руках и коленях
Ехал пан, ехал пан
(Ребенок сидит на коленях у взрослого, взрослый держит малыша за пояс двумя руками, ритмично опускает и поднимает колени, постепенно увеличивая амплитуду движений)
Шагом, шагом, шагом, шагом.
Ехал пан, ехал пан
Рысью, рысью, рысью, рысью.
Ехал пан, ехал пан
(Малыша поднимают над своей головой)
Махом, махом, махом, махом,
В ямку бух!
(Опускают на пол между ног)
Из ямки выбираемся
(Поднимают и снова сажают на колени)
И дальше отправляемся.
***
Тушки, тутушки сидели на подушке.
(Взрослый кладет на колени подушку, садит малыша на подушку, ритмично поднимает колени)
Пришли подружки, столкнули с подушки.
(Подушку наклоняют, чтобы малыш плавно съехал на пол)
Мы с подушки – ух!
На подушку – плюх!
(Сажают малыша на подушку)
Что полезного в этих играх? Эмоциональный контакт родителей с ребенком, тактильные ощущения способствуют удовлетворению потребности в любви у малыша на раннем этапе развития. Ритмическая основа игры развивает чувство ритма, дает толчок к формированию речи.
Организуя развивающие игры, помните, что игрушки должны быть безопасными. Играя с мелкими предметами, водой, крупами, не оставляйте малыша ни на секунду. Не стоит сразу включать много предметов, это только будет рассеивать внимание ребенка. Игра не должна быть слишком долгой. Переключайтесь на другую игру, как только малыш начинает терять интерес. Чтобы расти счастливым, успешным, вашему малышу нужно любовь и время.
Наталия Чирица,
учитель-дефектолог Сморгонского ЦКРОиР.