Террор против белорусского населения
Солдаты Армии Крайовой часто физически расправлялись с белорусскими православными священниками, интеллигентами и советскими активистами. К сожалению, погибло их немало. Зверски лютовали аковцы и на Сморгонщине, кровавым был их путь по южному западу района. 23 февраля 1944 года они расстреляли в Раковцах, Ракутево, Межалях всех организаторов колхоза «17 верасня». В Кривске через пару дней – 3 советских активистов.
Были расстреляны и активисты в Слабснах, Старых Борунах, Чухнах и на хуторе Ядвигово. В д. Крево протоирей, настоятель прихода Михаил Леванчук в годы оккупации основал белорусскую школу. Учителями в ней работали его дочь Лариса и племянница Валентина. Всех троих в марте 1944 года расстреляли польские бандиты. От рук бандгруппы погибали не только школьные работники, церковные служители и советские активисты. Они убили руководителя хора Минского городского белорусского театра, органиста Тризну во время гастролей в Сморгони. Какими политическими мотивами аковцы руководстввались в деревне Буяки, когда расстреливали 11 человек, из которых – 5 детей?
Польское подполье в Беларуси бесчинствовала около десяти лет. Эта агония сопровождалась многочисленными убийствами и грабежами. И сейчас на наших глазах идет героизация военных преступников, возрождение фашизма и нацизма. Эти процессы активно навязываются белорусам нашими соседями. Хотелось бы верить, что чувство горечи, досады и вины за происходящее перед победителями, ветеранами, живущими рядом с нами, и теми, кто остался на полях сражения за наше будущее, не допустит возведения убийц в герои.
Наталья АНТОНЕНКО.