Обновленный Кодекс об образовании Беларуси: обсуждаем нововведения, или Что необходимо знать обучающимся и их родителям
На тему нововведений в системе образования мы беседуем с начальником управления образования Сморгонского райисполкома Светланой Щастной.
- Светлана Анатольевна, наш разговор хотелось бы начать с новшеств, которые вскоре появятся в дошкольном образовании.
- Да, действительно. Назову самые основные. Первое: в учреждениях дошкольного образования появятся возможности для дополнительного образования воспитанников. Эта норма вводится в Кодекс впервые. Она позволит в учреждениях дошкольного образования организовывать работу кружков для развития способностей воспитанников. Второе: местным исполнительным органам даны полномочия изменять нормы наполняемости групп по объективным причинам. Это позволит снять напряжение при определении детей в детский сад в новых микрорайонах. Третье: появится возможность получать дошкольное образование на дому.
Будут также оптимизированы виды учреждений дошкольного образования. В прошлой редакции их было шесть, в новой – остались только три вида: детский сад, санаторный детский сад, дошкольный центр развития ребенка. Нововведение не повлияет на количество учреждений дошкольного образования.
- Насколько мне известно, с нового учебного года в учреждения образования можно будет зачислять в первый класс пятилетних детей…
- Такая возможность существовала и ранее. В новой редакции Кодекса исключена необходимость обращаться в Министерство образования для зачисления пятилеток в первый класс. В школу могут идти дети, которым шесть лет исполнится до 31 декабря первого учебного года. Для этого перед поступлением необходимо предоставить справку, где будет указано, что ребенок готов к обучению. Окончательное решение о приеме таких детей принимает педсовет.
- Новый документ также узаконил действовавшую ранее норму о закреплении микрорайона за учреждением образования.
- Абсолютно верно. Школы действительно будут принимать в первую очередь детей, проживающих в микрорайоне той или иной школы, а остальных желающих – на свободные места.
- Согласно Кодексу, учебный год – это 12 месяцев, а не 9, как раньше. Что это значит?
- Что учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 августа, а не 1 июня. Ничего удивительного в этом нет. Ведь во время летних каникул в школах также идет работа: дети посещают летние лагеря, проводятся мероприятия, работают педагоги.
- Будут введены изменения и в обучение детей с интеллектуальной недостаточностью. Расскажите о них.
- Принцип инклюзии в образовании закреплён как один из основных принципов государственной политики в сфере образования. Появилась возможность сочетать обучение на дому с занятиями в учреждениях образования, что будет способствовать социализации обучающихся с особенностями психофизического развития. В новой редакции Кодекса исключена норма, которая ограничивала количество обучающихся с особенностями психофизического развития в учреждении образования (ранее это количество не должно было превышать 20%).
Увеличится срок получения специального образования на уровне общего среднего образования для детей с интеллектуальной недостаточностью во втором отделении специальной школы, а также в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Ранее срок обучения был 9 лет, теперь он увеличен до 10 лет.
- Не могу не поинтересоваться новацией, которая активно обсуждается родителями и учащимися и уже обрастает слухами, - обязательное общее среднее образование. Многие уверены, всем учащимся после окончания 9-го класса необходимо идти в десятый. Так ли это?
- Все учащиеся должны получить общее среднее образование – так говорится в новой редакции Кодекса (до настоящего времени обязательным было общее базовое образование). Получить общее среднее образование учащиеся, как и раньше, смогут и в 10-11 классах, и в учреждениях среднего специального и профессионально-технического образования.
- Расскажите о нововведении, которое касается поступления в 10 класс в гимназиях.
- Поступление в 10-е классы гимназий будет осуществляться на основании среднего балла свидетельства и отметок по предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне. Учащиеся 4-х классов гимназии, как и ранее, смогут продолжить обучение в 5-м классе без вступительных испытаний.
- Итоговая аттестация учащихся тоже претерпит изменения. Уже довольно давно в СМИ говорили о том, что одиннадцатиклассники будут сдавать централизованный экзамен.
Начиная с 2022/2023 учебного года в учреждениях общего среднего образования в 11-м классе введут централизованный экзамен (ЦЭ) по русскому или белорусскому языку (на выбор) и математике. Сертификаты ЦЭ будут предъявляться при подаче документов в учреждения высшего образования (УВО). По остальным предметам выпускникам необходимо будет пройти централизованное тестирование (ЦТ) для получения сертификатов, однако ЦТ по языкам и математике проводиться не будут. Другими словами, шанса улучшить результаты ЦЭ по языку и математике на ЦТ не представится.
- Говорят, новый Кодекс делает акцент на «целевиках». Это правда?
- Количество «целевиков» в будущем действительно должно увеличиться. В Беларуси расширится сфера применения целевой подготовки для организаций, расположенных не только в малых населенных пунктах и на загрязненных территориях, но и в иных населенных пунктах. Механизм будет применяться как на уровне профессионально-технического и среднего специального образования, так и на уровне высшего образования – университетов, академий и институтов. Процент бюджетных мест на условиях целевой подготовки с 2023 года изменится следующим образом: для специалистов медицинских специальностей – до 80% от контрольных цифр приема, сельскохозяйственных специальностей – до 70%, иных специальностей – до 60%.
- Кто будет иметь льготы для поступления в УВО?
Уже в 2022 году начнут предоставлять льготы при поступлении в учреждения высшего образования: выпускникам классов спортивно-педагогической и военно-патриотической направленности; детям военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших (умерших) или ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностей; лицам, сдавшим Единый государственный экзамен в России (при поступлении на платную форму обучения).
Планируется также расширить перечень лиц, имеющих льготы при поступлении в УВО. В частности, ими смогут воспользоваться победители университетских олимпиад, отдельные участники заключительного этапа республиканской олимпиады, а также прошедшие обучение в Национальном детском технопарке.
- О каких нововведениях мы ещё не поговорили?
После вступления в силу обновленного Кодекса об образовании в Беларуси появится специальное высшее образование. Его введут по отдельным техническим и медицинским специальностям.
C 2023 года будут введены дополнительные вступительные испытания для поступающих на специальности, требующие особых управленческих и практических навыков.
Новые правила приема коренным образом не изменят сложившуюся систему приема в УВО, но обеспечат баланс интересов госорганов, организаций-заказчиков кадров, учреждений образования, абитуриентов и их родителей. Изменения должны предотвратить отток абитуриентов за границу, повысить конкурентоспособность учреждений профессионального образования республики и качество отбора абитуриентов.
Дистанционное обучение в обновленном Кодексе закреплено как самостоятельная форма получения образования. Механизм применения будет доработан к новому учебному году.
Образовательные программы будут реализовывать и с помощью сетевых форм взаимодействия между учреждениями образования посредством предоставления возможности использования материально-технической базы одного учреждения для организации образовательного процесса в другом учреждении, в первую очередь, для обеспечения отработки необходимых практических навыков.
Абитуриентов, поступающих в учреждения среднего специального образования, по-прежнему будут зачислять по конкурсу среднего балла документа об образовании.
Беседовала Галина АНТОНОВА.