Сморгонь скрывает свой возраст
История нашего города имеет много загадок и белых пятен. Одной из них является дата его возникновения. Эта статья познакомит читателя со всеми гипотезами о дате возникновения Сморгони, а также с точкой зрения автора на них.
В 1584 году в польском городе Кракове вышла книга Ежи Попроцкого «Herbacz Rycarstwa Polskiego» («Гербы польского рыцарства»). В этом произведении, написанном на польском языке, автор знакомит читателя с описанием и краткой историей возникновения гербов шляхетских дворов в Польше и Великом Княжестве Литовском, а также о наиболее важных представителях этих родов. О шляхетском роде Зеновичей автор пишет: «К той же семье принадлежал Зена Бартошевич (Зеновий Братош – в современном прочтении), муж, который стремился к хорошей славе; зная, что в Литовской стране часто бывает необходимость сражаться с врагами, он отправился туда и, прожив там значительное время, достиг большого процветания и наслаждался гербом этой формы на красном фоне. Витовт дал ему землю на пятьдесят миль, от Мыссы и Сморгони до Остры. У него был сын Зиновий, человек известный, от которого до сих пор сохранилась фамилия Зеновичи».
Когда же именно Витовт подарил земельный надел первому Зеновичу? В самом тексте, как мы видим, никакой даты нет. Но есть другие источники. Например, сохранившийся приговор Варшавского суда 1628 года, в котором слушалось дело по поводу имения Зеновичей «Поставы». Он дает основание историкам, в частности Герману Брэге, сотруднику Национального исторического архива РБ, который специализируется на изучении истории Ошмянского повета, предполагать, что речь идет о 1414 годе. Как бы там ни было, именно этот труд Ежи Попроцкого, переизданный в 1858 году (электронная копия есть в Сморгонскои историко-краеведческом музее) служит фундаментом гипотезы о возникновении Сморгони в 1414 году. Именно на него ссылаются все авторы исторических трудов по генеалогии и геральдике, рассказывая о Зеновичах, в частности: Адам Бонецкий «Poczet rodów w Wielkiém Księstwie Litewskiém w XV i XVI wieku» 1887 г.; Юзеф Вольф «Senatorowie i dygnitarze Wielkiego Księstwa Litewskiego 1386 - 1795» 1885 г. и многие другие геральдисты и генеалоги.
Смущает в этом документе то, что Сморгонь уже к 1414 году существовала, иначе князю Витовту своему дворянину Зеновию Братошу нечего было бы дарить. Почему же эта гипотеза не стала реальным историческим фактом, и Сморгонь не ведет свою историю с 1414 года? Дело в том, что ни оригинала, ни его копии этой грамоты на дарение не сохранилось. Нет даже публикации этого документа целиком в исторических трудах и журналах. С точки зрения морали современной исторической науки текст Ежи Попроцкого не имеет большого веса. Что же поделаешь, что у историков XVI века не было современных исторических правил, требовавших приводить ссылку на источник и давать его в полном виде.
Письмо Ю. Зеновича от 2.10.1503 года.
В Вильнюсском архиве древних актов хранится рукопись под названием: «Libro privilegiorum atque fundationem ecclesiarum dioec. Vilnensis» («Собрание древних грамот о основании костёлов Виленской диоцезии») под редакцией ксендза Яна Грудзинского, тогдашнего вице-канцлера Виленской диоцезии. В ней содержится документ (есть дата – 20 сентября 1761 года, подпись и печать Я. Грудзинского), переписанный с оригинала и присланный ему ксендзом Иосифом Бартошевичем, тогдашним настоятелем костёла Святой Троицы (ныне костёл Святого Михаила Архангела) в Сморгони. Это письмо, датированное 2 октября 1503 года было написано Юрием Зеновичем – наместником браславским и смоленским, адресовано Войтеху Табору, виленскому епископу (1492-1507 гг.). Именно в этом письме, написанном на латинском языке, содержится упоминание о Сморгони в 1503 году как частном владении Юрия Зеновича. Ксендз Бартошевич вообще молодец, потому что кроме Я. Грудзинского отправил ещё копию князям Чарторыйским – известным в то время собирателем древностей, и ещё одному адресату, фамилию которого автор статьи прочитать не смог. Ценно его усилие ещё и тем, что оригинал письма, к сожалению, не сохранился и существует сегодня только в трех копиях, созданных рукой этого ксендза. Первая печатная публикация письма состоялась в 1860 году в книге ксендза Пжыялговского Винсента под названием «Zywoty biskupow wilenskich» в Томе 1 на 834 странице. Дальше выдержки из этого документа наш земляк ксендз Ян Курчевский опубликовал в своей книге «Biskupstwo wileńskie od jego założenia aż do dni obecnych, zawierające dzieje i pracę biskupów i duchowieństwa diecezji wileńskiej oraz wykaz kościołów, klasztorów, szkół i zakładów dobroczynnych i społecznych» (1912 года на 196 странице). В силу различных причин эти публикации не закрепились тогда в исторической науке, и дата 1503 г. – первое упоминание о Сморгони, не осталась в памяти людей. Все изменилось в ХХ веке. Усилиями польских историков Яна Фиялека и Владислава Семковича в Кракове в 1948 году была издана книга под названием «Kodeks dyplomatyczny katedry i diecezji wileńskiej», где опять опубликовали полностью документ. Именно на этот сборник документов и ссылаются сегодня историки и краеведы, пишущие об истории Сморгони. Правда, известие об этом сборнике и о письме Зеновича достигло Сморгони только в 1980-х, благодоря нашему земляку, историку и этографу Арсеню Лису. С тех пор эта дата первого упоминания о Сморгони является основной. В 2003 году отмечалось 500-летие города. В центре Сморгони был утсновлен памятный камень, на котором содержится выдержка из этого документа.
А какая же дата возникновения Сморгони была известна до 1980-х? В 1967 году райкомом партии за подписью первого секретаря Потапова была подготовлена историческая справка об истории города. В ней утверждалось, что Сморгонь впервые упоминается в списке городов, подписавших Люблинскую унию в 1569 году. По мнению автора этой статьи, эту гипотезу следует считать фальшивой. Два года назад он добрался до русскоязычной копии документа, помещённой в первом томе «Документы и материалы по истории Беларуси» 1953 г. под редакцией академика В. Перцева (в Национальной библиотеке Беларуси), и обнаружил, что никакие города Люблинскую унию не подписывали, а конкретные люди. Кроме того, в том же томе помещен документ о первом упоминании Сморгони под названием «Пинкос Литовского Ваада» 1623 года. Скорее всего, неизвестные авторы вышеназванной гипотезы не читали этот том документов совсем, иначе такой бы вольности себе не позволилии.
Paprocki B. Herby Rycerztwa Polskiego 1858.
И последнее. Все вышеперичесленные гипотезы упоминают Сморгонь как населенный пункт с уже существавшим населением. Возникает естественный вопрос: когда населенный пункт Сморгонь мог появиться? Если делать параллель с соседними Ошмянами, то известно, что они возникникли в 1046 году. Может быть, и Сморгонь могла возникнуть в то же время? Чтобы ответить на этот вопрос, нужны полномасштабные раскопки исторического центра Сморгони. Ведь это один из немногих городов на территоррии нынешней Беларуси, где никогда не проводились археологические раскопки. Они были запланированы на 1994 год, но он оказалася годом острейшего экономического и социально-политического кризиса в нашей стране. Поэтому проведение раскопок было тогда непозволительной роскошью и их отменили. Остается только надеятся на то, что когда-нибудь раскопки в нашем городе пройдут, и, может быть, мы сумеем получить научный ответ о времени возникновения нашего города.
Павел КАРТАВИК,
главный хранитель фондов
Сморгонского историко-краеведческого музея.