Мирный договор, разорвавший белорусские земли на две части
18 марта 1921 года в рижском дворце Шварцкопф было зафиксировано окончание советско-польской войны. Договор оставлял за Польшей оккупированные территории Западной Беларуси и Западной Украины с преобладающим непольским населением, предписывал РСФСР выплатить в пользу панства солидные «отступные», которые де-факто можно назвать репарациями.
Также польская сторона освобождалась от ответственности за долговые обязательства Российской империи. Для обычных же белорусов последующие 17 лет оккупации стали временем разрушенных семей и жизней, национального и этнического гнета, социального и хозяйственного выживания в тени панских ретроамбиций.
Годы польской оккупации обернулись для Западной Беларуси насаждением политики «полонизации», стремлением панства полностью стереть национальную идентичность белорусов, переписать историю, традиции, веру.
Были закрыты все белорусские школы, постепенно более половины православных церквей использовались как костелы. Белорусские земли превратились в аграрный придаток Польши с крайне низким уровнем жизни, рынок сбыта и дешевой рабочей силы без серьезных предприятий и производств. Плодородные земельные участки были переданы «осадникам» – особо отличившимся в советско-польской войне солдатам и офицерам.
Любое «инакомыслие» или недовольство панством жестко подавлялись. Среди прочего, для этих целей был создан концлагерь в Берёзе-Картузской (совр. город Береза, Брестская область). С 1934 года туда помещали политических заключенных, активистов «этнических меньшинств» — украинцев, белорусов, русских. По периметру лагеря стояли вышки с пулеметами, заборы из колючей проволоки, в маленькие камеры сгоняли по 40 человек.
Сохранились свидетельства жестокого обращения с узниками, факты насильственного принуждения к изнурительным работам, голодного пайка. Концлагерь был ликвидирован только в ноябре 1939 года с приходом советских войск.
По материалам «Гродзенскай праўды».