Рисунок – это дверь в наш внутренний мир…
Проективная арт-терапевтическая технология используется для диагностики и коррекции внутреннего мира ребенка от 7 лет. Этот метод наиболее удобен для применения в образовательных учреждениях любого типа, он эффективен терапевтически и не нуждается в каких либо специальных внешних условиях. Достаточно укромного уголка, но желательно, чтобы это было постоянное место, карандаши или гуашь, кисти и бумага. Белый лист бумаги превращается в безопасное место для размещения проекций ребенка, а символы и образы рисунка принимают форму вместилищ разных эмоций, обеспечивая тем самым возможность выражения чувств.
Данный метод основывается на положении К.Г.Юнга, что психика это не только хранилище вытесненных эмоций, но и источник исцеления и здоровья. Он считал, что в стрессовых ситуациях человек обращается к внутренней сфере бессознательного в поисках образов, заключающих в себе возможности или семена исцеления.
С помощью метода серийного рисунка удается:
- выяснить причину появления той или иной проблемы у ребенка;
-осознать и трансформировать негативные переживания;
- исследовать психологическую защиту и копинг-стратегии;
-показать родителям как ребенок реагирует на травмирующие события и научить их более эффективному способу общения, который позволяет ребенку в полной мере выразить свои чувства;
-создать условия для отреагирования психотравмирующих переживаний;
- формировать опыт взаимодействия со специалистом.
Технология работы на сеансе структурирована и включает три этапа. Определена примерная очередность заданий, которые предлагаются ребенку.
Этап 1. Рисунки и рассказы на тему «Мой автопортрет в полный рост», «Моя семья» («Семейная социограмма»), «Если бы у меня была волшебная палочка…». Эти рисунки и рассказы позволяют:
а) познакомиться с ребенком;
б) исследовать его образ-Я, представления о семейном окружении и самочувствии в семье;
в) осуществить присоединение за счет обсуждения «безопасной» и насыщенной позитивными эмоциями темы желаний, стремлений и фантазий;
г) ввести в работу, то есть создать определенный настрой.
Этап 2. Рисунки и рассказы на тему «Я переживаю», «Я боюсь», «Сон, который меня взволновал», «Я об этом не хочу вспоминать». Эти задания несут основную эмоциональную нагрузку и стимулируют проявление интенсивных чувств и воспоминаний. С их помощью происходит диагностика отрицательных переживаний и связанных с ними трудных жизненных ситуаций, внутриличностных и межличностных конфликтов, механизмов психологической защиты и стратегий совладающего поведения. В процессе исследования психотравмирующих переживаний за счет коррекции механизмов психологической защиты осуществляется отреагирование отрицательных эмоций либо отчуждение от них.
Этап 3. Рисунки и рассказы на тему «Я такой довольный, я такой счастливый», «Мне 25 лет, я взрослый и работаю на своей работе» (для детей)», «Светлое будущее» (для взрослых). Они направлены на снятие возникшего напряжения, дают заряд оптимизма, чувство уверенности в себе, ощущение способности справиться с трудностями, формируют образ позитивного будущего. Список тем и их формулировки могут изменяться с учетом анамнеза, индивидуально-психологических особенностей ребенка и значимой проблематики, выявляемой в ситуации «здесь и теперь». Чаще изменения имеют место на втором этапе рисования. Однако важно, чтобы была соблюдена последовательность перечисленных выше этапов, поскольку она продуцирует у ребенка определенную динамику эмоционального состояния.
Задача первого этапа – присоединиться к ребенку и ввести его в работу, задача второго – «заставить переживать», задача третьего – вывести из мира переживаний, снять эмоциональное напряжение предыдущего этапа и создать позитивный настрой. По завершении работы осуществляется качественный анализ изображений и контент-анализ текстов.
Решающие значение в применении этого метода, также как и любого психотерапевтического метода, принадлежит личности самого психолога. Мы имеем дело очень с «тонким телом»: душой ребенка. Очень важно чувствовать едва уловимые эмоции, настроение, динамику, позволить ребенку раскрыться в доверительной и надежной атмосфере. Важные правила: идти за ребенком, быть немногословным, больше наблюдать, как он себя ведет, его отношение к рисованию, темы, типы образов и символика, размещение фигур на рисунке. Быть более активным только в случаи «зависания», когда ребенок не может сам преодолеть амбивалентные чувства, и повторяет однотипные рисунки на протяжении 3-4 встреч. В таком случаи необходима очень осторожная интерпретация и вербализация его состояния.
Таким образом, метод серийного рисования является эффективным средством коррекции и терапии эмоционального состояния ребенка, доступен в работе психолога всех видов образовательных учреждений.