Первая таблетка - «жаление»
Когда Вита Куляго была ребёнком, иногда приходила на работу к маме в поликлинику. Однажды Татьяна Куляго обнаружила, что на рецептурном бланке для выписки лекарственных средств её дочка написала слово «ЖАЛЕНИЕ». Вот так тонко и точно малышка определила главную заповедь врача – жалеть пациента. Сострадание, понимание, внимательное отношение к больному порой действуют лучше любой таблетки или микстуры.
Девочка выросла, и уже после девятого класса твёрдо решила, что будет детским врачом. Как дедушка. Марьян Жук, без преувеличения, был легендой Сморгони. Медицине он посвятил полвека.
Помню, однажды (лет двадцать назад), услышала историю, как на уроке русского языка в гимназии, учительница попросила у детей продолжить фразу: «Детский врач – это…». Вместо слово «педиатр» они ответили «Жук». Врача Марьяна Жука в то время знала вся детвора. «Всех излечит, исцелит, добрый доктор Жук», в честь Марьяна Болеславовича перефразировали даже известное произведение Корнея Чуковского.
Доктора Жука уже нет в живых, но его дело продолжает дочь Татьяна (она пульмонолог). Внучка Вита оканчивает первый курс педиатрического факультета Гродненского государственного медицинского университета.
Путь Татьяны Марьяновны в медицину был необычайно долог. «В детстве я мечтала быть стоматологом. Кукле постоянно лечила зубы, улыбается Татьяна Куляго. – Когда подросла, папе помогала заполнять медицинские карточки, и уже тогда задумывалась о педиатрии. После окончания школы поступала на детского врача, но не поступила. Пошла работать на молокозавод лаборантом. Поступала во второй раз, третий, четвертый – для того, чтобы стать студенткой медвуза мне не хватало совсем чуть-чуть. Проходили с более низкими баллами «льготники», а я оказывалась не у дел. Продолжала работать лаборантом, потом в колхозе разнорабочей. Поступила только с пятого раза, после окончания подговительного факультета».
Упорству в достижении мечты у молодой девушки можно любому поучиться. Другой давно бы поменял свои профессиональные ориентиры. Но Татьяна хотела лечить людей, в иной сфере она себя не видела.
Получив диплом врача, Татьяна Куляго распределилась в родную Сморгонь, в терапевтическое отделение ЦРБ. «В то время отделением заведовала Мария Казимировна Иванова. Прекрасный специалист. Для нас, молодых, была невероятным авторитетом, уточняет моя собеседница. Заведующая сумела нас сорганизовать, сплотить, мы до сих пор дружим. Для меня Мария Казимировна стала главным наставником, я ходила вместе с ней на дежурства, постоянно консультировалась.
А вторым наставником был, конечно, папа. Он мне перво-наперво сказал: «Таня, запоминай пациентов. Как они выглядят, на что жалуются, нюансы их жизни… Это всё пригодится в твоей профессиональной деятельности». И я стараюсь это делать. Представьте, приходит ко мне больной повторно, а я помню снимки его лёгких…»
Из терапевтического отделения Татьяна Марьяновна перешла в поликлинику, стала участковым терапевтом. Потом – в приёмное отделение. Сейчас может с уверенностью сказать: «Тому, кто хочет стать хорошим врачом, надо обязательно поработать в «приёмнике». Невероятная практика для доктора!». Незадолго до пандемии врач Куляго стала пульмонологом. Не представляла доктор, что её ждёт в ближайшем будущем. «Первое время, когда появились больные коронавирусом, было страшно, признаётся Татьяна Марьяновна. Неизвестность – хуже всего. Мы действительно чувствовали себя на передовой. Экипировались – и шли бороться с болезнью…
Конечно, с годами трудности воспринимаются по-другому. Если в начале своей трудовой деятельности я переживала бурю эмоций: и волновалась сильно, и плакала, особенно, когда люди умирали. Теперь стала более волевым человеком. Но по-прежнему жалею своих пациентов, стараюсь облегчить их жизнь».
Галина АНТОНОВА.
Фото автора.