«Человека делают светлые воспоминания детства»

 

«Человека делают светлые воспоминания детства»

Общество
13.04.2021
871

Пусть слова Фёдора Достоевского станут лейтмотивом этого материала.

Принято считать, что самое безопасное для детей место – дом, семья, где рядом с ребёнком находятся люди, которые призваны любить, защищать и заботиться о нём. Но, к сожалению, так бывает не всегда. Всё чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми со стороны родителей и других членов семьи.

Насилию подвергаются дети любого возраста, начиная с рождения. Иногда это происходит потому, что родители просто не знают, как вести себя в той или иной ситуации, или потому, что у них уже сформировалась модель поведения, в которой присутствует насилие. Здесь уместно заметить, что словесные оскорбления, грубые слова, обидные замечания, постоянные придирки, насмешки могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Побои – не метод воспитания. Пощёчинами и пинками ничему не научишь, с их помощью ничего не добьёшься. К тому же применение телесных наказаний по отношению к детям является нарушением основных прав человека. Исследование показывают: телесные наказания причиняют вред ребёнку и практически не приносят никакой пользы. Подобная мера воздействия действует только в течение короткого времени. Оно, возможно, и разряжает обстановку, но не улучшает поведение ребёнка вообще. Чаще всего применение насилия приводит к противоположным результатам: ребенок чувствует себя униженным и, «отбыв» наказание, возвращается к прежнему поведению. Систематические физические наказания вырабатывают у ребёнка своего рода «иммунитет», и побои перестают приводить его «в норму». И самое страшное, что ребёнок видит в битье способ излить накопившийся гнев и разрешить проблему. Он учится прибегать к драке в минуту гнева. Родители не учат его самообладанию, умению справляться с отрицательными эмоциями другим способом, и ребёнок привыкает к тому, что можно снять напряжение, подняв на кого-то руку. Он уже считает, что можно применять силу над более слабым.

Физические наказания – явление, распространённое во многих семьях. При этом родители зачастую вовсе не хотят обидеть детей, мучить их или причинять им телесные повреждения. Они намерены «серьёзно» наказать ребёнка, и считают, что именно пощёчины, щипки, пинки и удары являются формой «внушительного» наказания. Эти родители видят в битье средство, которое воспитывает в детях послушание и прививает им принятые в обществе нормы поведения. Они считают, что таким образом можно учить детей морали и наставлять их на путь истинный. Но, несмотря на такую убеждённость, большинство родителей, прибегающих к телесным наказаниям, потом чувствуют за собой вину и испытывают раскаяние и дискомфорт, что вызывает у них сомнения в правильности выбранной линии поведения и смутные предположения, что существуют, возможно, более верные и эффективные методы воспитания.

Тогда родители начинают в оправдание телесных наказаний приводить самые разные аргументы:

«Пусть ребёнок знает, что с ним не шутки шутят, дело вполне серьёзное» (но как раз серьёзный подход к воспитанию делает излишними телесные наказания);

«В детстве меня тоже били, и это мне не повредило» (вспомните, однако, что вы тогда чувствовали, припомните это ощущение бессилия, охватывающее ребёнка, которого бьют);

«Иногда просто нет другой возможности повлиять на ребёнка» (в тот момент вам действительно так кажется, но после раздумий в спокойной обстановке выясняется, что существовали и другие возможности).

Ребёнок, которого бьют постоянно, чувствует глубокую неприязнь, буквально ненависть к самому себе и окружающим. Его последующее поведение в дальнейшем может быть продиктовано жаждой мести и компенсации. Кроме того, его непрерывно мучает страх, и это может оказаться губительным для его развития. Важно помнить, что ребёнку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неправильного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал. Ребёнку важно чувствовать, что родители желают ему добра, а детям, которых ударили, порой трудно не потерять веру в добрые намерения родителей.

У тех, кого в детстве били, душевная рана не заживает в течение многих лет. Нередко они не могут избавиться от чувства боли и обиды уже, будучи взрослыми, переносят это всё в свои семьи, на своих же детей.

Чтобы воспитать ребёнка и установить с ним доверительные отношения, попробуйте выполнять рекомендации. Хвалите детей за хорошее поведение подобно тому, как вы указываете на их ошибки и отрицательное поведение. Старайтесь похвалить ребенка за любое изменение к лучшему в его поведении, даже если оно весьма незначительно. Помните, что достаточно часто прибегая к поощрению, вы способствуете развитию у ребенка уверенности в себе. Старайтесь научить ребенка осознать и исправить неправильный поступок. Полезно выразить свое отношение к неподобающему поведению ребенка ясно и недвусмысленно, разговаривайте с детьми в тоне уважения и сотрудничества, старайтесь избегать пустых угроз, помните, что вы являетесь для ребенка образцом правильного поведения. Желательно, чтобы дети имели возможность выразить свое недовольство или даже возмущение, когда они должны подчиниться правилам, которые им не по вкусу, воздерживайтесь от шлепков, криков, угроз и оскорблений – они могут только усилить в ваших детях неприязнь, ненависть и чувство протеста. Старайтесь не выражать предпочтение одному из детей. Нельзя ожидать от ребенка выполнения того, что он не в состоянии сделать. Воздерживайтесь от заявлений, что ребенок ни к чему не пригоден, от грубости в стиле «гадкий, злой, бестолковый» и т.п. Оценивайте сам поступок, а не того, кто его совершил. Используйте любую возможность, чтобы выказать ребенку свою любовь.