Листая «Литовские епархиальные ведомости»…
26-го декабря, на второй день Рождества Христова, у нас, в Сморгонях, была устроена настоятелем Сморгонской СпасоПреображенской церкви отцом Николаем Коченовским для учениц церковно-приходской школы небывалая и невиданная по своей обстановке и торжественности ёлка. Так как церковно-приходская школа помещается пока в бывшей церковной богадельне, то ёлка состоялась в более обширном Сморгонском народном училище. К 6-ти часам вечера в здании народного училища собралась масса народа, а также приглашённые почетные гости: председатель съезда мировых судей с семейством и его секретарём, несколько акцизных чиновников, два пристава — становой и судебный, начальник железнодорожной станции Сморгонь со своими помощниками и семействами и многие другие. После вечерни сюда же прибыли и настоятели двух Сморгонских церквей – Свято-Преображенской отец Николай Коченовский и СвятоМихайловской отец Павел Александровский и хор учениц женской церковно-приходской школы.
Программа ёлки составлена была весьма тщательно и состояла из двух отделений: религиозного и, так сказать, светского. Отдел первый состоял из чтения о Рождестве Господа нашего Иисуса Христа, сопровождаемого световыми картинами, и из прекрасной вступительной речи отца Павла Александровского. Прежде всего, ученицы стройно пропели пред иконою с возожженною лампадою тропарь праздника, затем огни были потушены, и при наступившем мраке мгновенно на экране фонаря засияла как живая величественная картина Рождества Христова.
Народ, никогда не видевший ничего подобного и пораженный неожиданностью, ахнул от благоговейного изумления, послышались сердечные вздохи, поднялись руки для крестного знамения. Но вот, после минутного молчаливого созерцания дивной невиданной картины раздался голос отца Павла Александровскаго, произнёсшего прекрасную вступительную речь. В ней он говорил о тех чувствованиях, которые вызываются этою картиною и празднуемым величайшим событием Рождества Христова, говорил и о милости Божией, особенно проявившейся в этом великом событии. Народ же с великим вниманием, молча, слушал... Кончилась речь — вздохнул народ, тогда другой священник отец Николай Коченовский начал уже самое чтение, сопровождаемое световыми картинами и по временам прерываемое пением учениц. Так, когда читалось о том, как Ангелы Божии воспевали при рождении Спасителя «Слава в вышних Богу», ученицы тихонько трижды исполнили песнь, нарочно приготовленную и разученную к этому дню. Прекрасно пропеты были также в промежутках чтения при сияющих картинах рождественские канты: «Ныне Адаме возвеселися» и «Небо и земля ныне торжествуют». В заключение чтения торжественно был пропет кондак праздника «Дева днесь», муз. Бахметьева, и во время начала кондака опять засияла картина Рождества Христова, затем, когда пели «Ангели с пастырьми славословятъ» была показана другая картина «Поклонение пастырей», во время же пения слова кондака «Волхви-же со звездою путешествуют — картина «Путешествие волхвов» и наконец, опять картина Рождества Христова, особенно сильно понравившаяся народу. Все это еще более усилило впечатление и посему, когда чтение кончилось, присутствовавшие не знали, как и благодарить батюшку. Сначала раздалось несмелое, «благодарим покорнейше», потом уже дружное спасибо, и народ зашумел... Так кончилось невиданное и никогда еще неслыханное сморгонцами первое религиознонравственное чтение.
Успех его и впечатления громадны. Об этом свидетельствуют сердечные охи и ахи, раздававшиеся при появлении каждой новой картины и, не смолкавшие в течение нескольких дней разговоры о нем. Волшебного фонаря в Сморгонях пока, конечно, нет, но благодаря добрым людям, как фонарь, так и картины к нему были одолжены в Вильно и доставили сморгонцам старым и малым невиданное зрелище и великое праздничное утешение. После чтения последовала малая перемена, во время которой в другой половине училища, тоже очень обширной, была зажжена ёлка. Вот, раскрылась дверь и взорам присутствующих представилась высокая ёлка, богато убранная светом и сластями. Сначала перевели туда учениц, затем почетные гости заняли приготовленные им места и, наконец, перешел туда же и остальной народ. Ученицы полукругом окружили ёлку. Все они в этот день впервые были наряжены в форменные коричневые платьица и беленькие передники. (Это, ведь, провинция то!) Велика посему была радость приглашенных отцов и матерей, увидевших своих деток в таком виде, при такой обстановке, веселых, довольных, счастливых. Но вот они под управлением псаломщика местной церкви И. С. Недвецкаго запели первую песнь «Святая Русь богата чудесами», вот маленькая девочка вышла, раскланялась, и смело и с чувством прочитала стихотворение «Молитва Божией Матери», вот опять запели песню «Жил был мужичек», вот вышли три девочки и продекламировали басню в лицах «Два мужика»... Народ тронут. Он от роду не видел ничего подобного. Многие, вероятно, вспомнили теперь, что детки их не даром то учатся в школе, вспомнили, как часто задерживали они своих девочек дома для помощи в хозяйстве и почувствовали свою вину пред ними. Далее ученицы прелестно пропели по несколько раз песенку «Куманёчек», затем «Там, вдали за рекой», «Многие лета» и, наконец, «Боже, Царя храни». Относительно пения их, надобно заметить, что благодаря стараниям местного псаломщика И. Недвецкого, дети очень хорошо поют, как в школе, так, в особенности, в церкви и по справедливости составляют гордость и славу своего прихода. Декламировали же стихотворения тоже очень недурно. Нужно было только удивляться их смелости и той выразительности, с какою произносили стихотворения эти девочки. Честь и слава в этом случае учительнице А. П. Орнатской, положившей на это дело много труда и усердия. Она же, в скобках сказать, собственными руками пошила очень многим девочкам их форменные платьица, так всем понравившиеся в этот вечер. Неудивительно посему, что после каждой песни, после каждого стихотворения раздавались шумные возгласы и знаки одобрения. Пением народного гимна закончилась эта часть вечера. После этого поднялся со своего места уважаемый всеми председатель съезда мировых судей, он же и мировой судья, и вслух всего народа выразил свою благодарность священнику по поводу всего виданного и слышанного, свое спасибо учительнице и всем потрудившимся для устройства ёлки и чтения. Тоже сделали и остальные гости.
Наконец после всего этого состоялась торжественная раздача ученицам праздничных гостинцев и подарков. Каждая девочка получила по фунтовой коробке конфет и какой-нибудь подарок из письменных или школьных принадлежностей. На устройство ёлки собрано было по подписке более 47 рублей, поэтому, яблоками, конфетами и орехами были щедро одарены и присутствовавшие ученики народного училища. Так кончилась и вторая часть ёлки. Искренно горячо благодарили дети батюшку своего и свою любимую учительницу и радостные и весёлые спешили домой, а народ медленно расходился по домам своим, многие призадумались, другие, может быть, пожалели о чем-то, иные же оживленно передавали и делились своими впечатлениями. Я сам лично, пишущий эти строки виленец, но признать, что и у нас подобные школьные торжества редко так удаются и это потому, конечно, что у нас, как в город этим никого не удивишь. Посему, священникам Сморгонских церквей – отцу Николаю Коченовскому и отцу Павлу Александровскому, учительнице А. Орнатской и псаломщику И. Недвецкому, много потрудившимся для сего доброго дела, заявляю искреннюю благодарность, не от себя конечно, а от лица всех тех, кому школьное дело и народное образование важно, дорого и свято. Надеюсь, что вполне могу это сделать. Итак, общее наше искреннее спасибо, заявленное во всеуслышание, да будет им лучшею наградою в их великом, трудном и святом дел просвещения народа.