Каждый год 1 сентября наша школа, как и все школы республики, принимает новых учащихся, маленьких первоклассников. Вот и в этом учебном году средняя школа №5 г. Сморгони вновь встретила первоклашек.
Первые дни в школе у большинства детей вызывают положительные эмоции из-за атмосферы праздника и новизны, но, когда начинается повседневная работа, возникают и первые трудности, которые в дальнейшем могут привести к дезадаптации.
Для того, чтобы адаптация детей к новым условиям прошла безболезненно, учителями и психологом школы ведётся комплексная работа: наблюдение, обследование, развивающие занятия (групповые, индивидуальные), работа в информационных пространствах, составление индивидуальных заключений.
Одним из самых эффективных и интересных для учащихся I классов являются групповые занятия с использованием «терапевтической сказки». Например, с первоклассниками можно провести сказкотерапию «Бобик – первоклассник». В начале сказки, у детей происходит «погружение» в сказку: прослушивание сказочной мелодии и «переход» в сказочный мир. После знакомства со сказкой первоклассники обсуждают вопросы, связанные с главным героем и сюжетом всего рассказа (оптимальный способ проведения – стоя в кругу, что позволяет создать атмосферу коммуникотивности и сплоченности). Дети проигрывают роль главного героя Бобика-первоклассника. При данном способе происходит проживание пугающей ситуации, что способствует выплескиванию всех внутренних эмоций наружу. Обязательно определяется ценность сказки и чему она может научить. По завершению занятия обязательно нужно совершить «выход» из сказки: дети закрывают глаза и вместе считают до трёх, переносясь на счет «три» из мира волшебства в аудиторию.
Одно из объяснений эффективности данного феномена заключается и в том, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном. Сознание ребенка принимает буквальное содержание сказки как вымышленное: ребенок сочувствует сказочному герою, отождествляет себя с ним и даже, когда узнает свою проблему, он все равно думает, это не про меня, это «понарошку». Подсознание же «верит» услышанному и задает нужную программу изменений в поведении, пере структурировании ценностей, взглядов и позиций. Дети с большим энтузиазмом воспринимают истории, где есть персонажи с теми же самыми проблемами, что и у них. Поскольку ребенок отождествляет себя с главным героем, знание его сильных сторон подает пример, придает решимости и самостоятельности, узнает, что главному герою помогает иего внутренняя сила. Именно при помощи сказки дети в игровой манере могут стать уверенными и самостоятельными, приобрести способность бороться с трудностями, связанными с учебой и общением с одноклассниками (сверстниками).
Очень важно, чтобы работу с детьми проводили и родители.
Вот некоторые домашние мероприятия:
·Создание благоприятного эмоционального климата в семье.
·Поощрение первых, пусть даже малых, успехов ребенка.
·Формирование понимания у ребенка, что его любят таким, какой он есть, а не за оценки.
·Посещение ребёнком дополнительных занятий в секциях и объединениях по интересам.
·Беседы о том, как прошёл день у первоклассника.
·Соблюдение режима дня (обязательный восьмичасовой ночной сон, возможен дневной сон после школы, некоторым детям он ещё необходим).
·Правильное питание.
·Во время эпидемиологических периодов проведение профилактических мероприятий.
·У многих детей может наблюдаться эмоциональный спад, надоедает рано вставать, сидеть на уроках, могут появиться трудности в обучении. Главное – спокойно и уверенно преодолевать их вместе с ребенком.
Согласованность педагогов и родителей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и к школе, доброжелательное сотрудничество взрослых – все это сможет помочь детям младшего школьного возраста начать этот совершенно новый период в их жизни.