Сегодня не нужно доказывать важность владения английским языком. Практически каждый человек в той или иной степени использует его, получая информацию в интернете, заполняя анкеты или запросы, общаясь с иностранными гостями или выезжая в другие страны. Этот язык – самый распространённый в мире. Более миллиарда людей на планете владеют им. Чтобы обучение было эффективным, его следует начинать как можно раньше.
Английский язык в раннем детстве
Джули Фишер, британский педагог, консультант по развитию детей раннего возраста, утверждает, что дети понимают вдвое больше, чем говорят. Именно понимание является ключом к дальнейшему усвоению языка. Эту мысль поддерживает профессор Мередит Роу, которая в результате исследований установила, что словарный запас 30-месячных детей напрямую зависит от того, какие слова были в семейном употреблении годом ранее. Так называемый «период молчания» необходим ребёнку для «обработки» языковых единиц, встраивания новых слов и фраз в систему коммуникации с миром, привыкания и приспособления к звукам, которые следует научиться произносить. Это важный момент и в изучении иностранного языка – сначала дети слушают и понимают, затем следует «период молчания» - у каждого ребёнка он свой. И только после «внутренней обработки» услышанное встраивается в естественную речь.
Повторяя важное утверждение «ключ к усвоению языка – понимание», мы подчёркиваем, что полезной будет только понятная детям информация на иностранном языке. Не набор звуков в фоновом мультфильме, а фразы, смысл и цель которых ребёнку очевидна. Совместные игры, чтение коротких рассказов или просмотр мультфильмов на английском языке, чётко звучащие негромоздкие фразы – после «периода молчания» вы услышите их в речи ребёнка. Здесь некоторые скажут, что их ребёнок учит всё на лету. Да, механическое запоминание бывает очень быстрым. Но наша стратегическая цель – «загрузить» язык в подсознание, сделать его рабочим, отработать связку «мысль – слово», использовать полученные навыки в естественных обстоятельствах.
Иногда родители не решаются обучать маленького ребёнка второму языку, опасаясь, что «он ещё родного не выучил». Опыт двуязычных семей показывает, что дети осваивают языки в смешении, но быстро наступает этап дифференциации языкового материала. «Сейчас мы будем говорить по-английски»,- взрослый подчёркивает переход на другой язык, но при этом обучение как бы превращается в игру, что всегда является дополнительной мотивацией. Людей, овладевших вторым языком до 14 – 15 лет называют естественными билингвами, а тех, кто учит его, как иностранный – аддитивными. И это два совершенно разных подхода к обучению. Первые усваивают язык интуитивно, непроизвольно: сначала они учатся говорить, а потом – читать. Вторые учат язык по книгам, сначала обучаясь чтению, затем используя заученную лексику в речевых ситуациях. Конечно, в одноязычной среде сложно вырастить естественного билингва, но элементы бессознательного обучения вполне возможно ввести в ежедневные игры и занятия с малышом. Главное, делать это регулярно и не ждать мгновенных результатов. Помните о «периоде молчания».
Обучая маленьких детей иностранному языку, лучшее, что мы можем для них сделать - это создать иноязычную игровую среду. Повторение слов и фраз в игровом контексте делает учёбу более запоминающейся и естественной. Играя, дети не только запоминают лексические единицы, но и привыкают к их артикуляции и звучанию, поэтому речь взрослого должна быть чёткой и немногословной. Фразы повторяются несколько раз в ситуации, когда их значение очевидно и сопровождаются движениями, помогающими понять их значение. Играя, дети легко запоминают слова и предложения, которые они слышат или используют во время занятия. Не только педагог, но и старшие члены семьи могут организовать игры на английском языке. Например, показать знакомую куклу и сказать: «А в Англии её называют doll!», а затем постепенно добавлять фразы о том, что умеет делать кукла. «Our doll can walk” («Наша кукла умеет ходить»), показывая при этом, как именно она это делает. В дальнейших играх можно обсудить, что любит делать кукла, а что она не любит, сравнивая с предпочтениями малыша: «Кукла любит чистить зубы. А ты любишь чистить зубы?» Возможности игры в освоении бытовой лексики безграничны.
Если родители не уверены в произношении слов или предложений, всегда можно проконсультироваться с учителем или использовать интернет-ресурсы. Никогда не поздно учиться! Гугл-переводчик научит произносить фразу, а кембриджский онлайн-словарь поможет вникнуть в детали транскрипции. Здесь важно отметить, что в школах Беларуси изучается британский вариант английского языка (UK) который считается эталонным, но американское произношение (US) мы часто слышим в песнях, фильмах и интервью. В идеале, обучение языку – это ещё и обучение пониманию речи с акцентом, но это, разумеется, более поздний этап овладения языком.
Рассмотрим ещё один пример игры, позволяющей изучать язык в естественной для ребёнка среде – игру с кубиками. Чем же помогут нам кубики? С ними можно использовать лексику для подсчета и сортировки: сколько их? Какого цвета кубик ты положишь сюда?
Собственно говоря, любая игра – это возможность обучения. Обустройте дома мотивационную доску, которая будет напоминать детям о том, чего они достигли. Разместите на ней предметы, артефакты, фотографии, которые связаны с важными или просто интересными событиями. Обсуждайте с детьми фотографии, на которых изображены знакомые события, предметы и действия, повторяя изученное.
Маленькие дети быстро учатся, развиваются, играют в новые игры, становятся взрослее. И это очень радостное время. Будьте рядом, разделяйте их интересы. Побуждайте их исследовать, думать, играть, дружить, узнавать, играть разные роли. И, говоря об изучении английского, мы должны помнить, что маленькими шагами, достигая ежедневных маленьких побед, мы продвигаемся к большой цели свободного владения языком. Наслаждайтесь процессом, прогрессом и жизнью вместе с вашими детьми!
(По материалам курса “English in Early Childhood” British Council)
Валентина СОЛОВЬЕВА,
учитель иностранного языка
ГУО «СШ №1 г. Сморгони»