Худяки – это село в Черкасской области в Украине. Оно расположено на просторном берегу широко разлитого Днепра. Для местных жителей эта река – главная стихия. Все, кто родился и вырос здесь, навсегда сохраняют в своём сердце красоту блестящей водной глади, а тихий шум днепровских волн им слышится по ночам даже спустя годы и десятилетия.
И станут гуси лебедями
Любовь к пернатым – с детства
Александр Василина родился и вырос в Худяках в крестьянской семье. Родители работали в колхозе: отец – на зерноскладе, мать – в полеводстве. В семье воспитывалось трое детей. Александр был младшим. Родители всегда держали большое хозяйство: корову, свиней, десятки кур и не менее пятидесяти гусей. Худяки – гусиный край. На каждом подворье – сотни белокрылых. Гусей пасли в одной общей стае, каждая семья по очереди. Выпас гусей – работа нетяжёлая. Поэтому в семье Василина эту работу всегда возлагали на младшего сына. Будучи ребёнком, к гусям Александр относился с особым трепетом. Ему казалось, что однажды гуси расправят крылья и, превратившись лебедей, красивым клином полетят над Худяками. Что только ни делал мальчик Саша, когда гнал гусей с поля домой: и подгонял их, и похлопывал дубчиком. Но не становились гуси лебедями.
Испуганные игривым пастушком, они с трудом расправляли крылья, отрывались от земли, но через два-три метра снова опускались на землю. Видя хаотичные манёвры гусей, отец Александра недовольно произносил: «Опять Сашко гусей летать учит! Они ж вес потеряют!». После этого дубчик для дрессировки попадал в руки отца, и убегать от него приходилось не гусям, а сыну.
Александр вырос, окончил школу, отслужил в армии. Затем устроился на работу в строительную бригаду, позже решил попробовать себя как индивидуальный предприниматель. Ему еще не было и тридцати, когда в голову пришла идея выводить цыплят в инкубаторе. Денег для приобретения специального оборудования не было. И поэтому он решил сделать его самостоятельно. Нашёл старый холодильник, оснастил его лампочками и терморегулятором, заложил первую партию яиц. За самодельным инкубатором приходилось круглосуточно наблюдать: проверять температуру, не менее двух раз в день переворачивать яйца. День выхода цыплят
Александр ждал с нетерпением. Выйдут – не выйдут? Первое наклюнутое яйцо было подобно чуду. Ура! Получилось!
А на 21-е сутки…
В силу объективных причин Александр вынужден был сменить вид деятельности. В середине 90-х он и его вторая половинка Лариса переехали жить в Сморгонь. Ларису, коренную белоруску, позвала родина, и Александр поехал следом за любимой. Начинать новую жизнь на чужой для Александра земле было непросто. Первое время супруги жили на съёмной квартире, торговали на рынке бакалеей. Но к этому бизнесу Александр и Лариса никогда не относились серьёзно. Оба мечтали о своём доме, большом саде и пруде с гусями. Однако для осуществления мечты нужны были средства. И тогда Александр снова решил воплотить в жизнь идею с инкубатором. Нашёл старый холодильник, оснастил его и заложил куриные яйца. И снова всё получилось! Цыплята выходили, продавались. А вырученные деньги семья смогла отложить на осуществление мечты.
- Мы всегда хотели жить в деревне. Долго искали место, которое бы понравилось нам обоим, - рассказывает Александр Василина. – Когда приехали в Байбы и посмотрели участок, который продавался, сразу влюбились в это место. Тихо, спокойно, рядом речка, поле.
Сначала семья жила в небольшом деревянном доме, но постепенно стали его достраивать и надстраивать. И сегодня на месте некогда невзрачного строения стоит большой двухэтажный коттедж с бассейном. «Мечты сбываются, - говорит Александр, - но в них нужно верить и к цели нужно стремиться всеми силами».
Сегодня у Александра Василина в Байбах личное подсобное хозяйство, напоминающее птицефабрику. В длинных блочных строениях находятся инкубаторы. Всего – шесть шкафов. Каждый из них рассчитан на закладку 14-и тысяч яиц. Яйца закладываются в специальные лотки и помещаются в шкафы. Все процессы – регулировка температуры и влажности, поворот лотков с яйцами – осуществляются автоматически. В инкубационных шкафах яйца находятся 18 дней.
На 19-е сутки лотки ставятся на овоскоп – специальный прибор, на котором с помощью просвечивания определяются яйца, где сформировались цыплята. Хорошие яйца отбираются и помещаются в выводной шкаф. Ровно через 2 дня здесь появляются крикливые желторотики. Выводом цыплят, гусят и утят семья Василина занимается уже более 20 лет. За это время их инкубаторы дали жизнь более чем миллиону пернатых. За цыплятами к ним приезжают со всей Беларуси. За долгие годы постоянные покупатели убедились в том, что бройлер и несушка, выводимые в Байбах, - достойный товар на белорусском рынке.
Несмотря на то, что Александр наладил в своих инкубаторах полностью автоматизированный процесс, без внимания заложенные шкафы опасно оставить даже на полдня. Нельзя полностью доверять автоматике, лучше лишний раз проверить температуру и влажность. Ведь если хотя бы пару часов в шкафах будет нарушен микроклимат, целая партия яиц может уйти в утиль.
Александр не скрывает, что неудачи настигали неоднократно. Если за ночь не проверить несколько раз «погоду» в шкафах, наутро можно ждать чего угодно. Спокойный сон владельцам инкубатора только снится. Птица – не единственная забота хозяев. Помимо пернатых Лариса и Александр держат двух коров. Не так давно Ляля и Лада (клички коров) привели тёлок. Как жить в деревне без молока?
Мечты сбываются
С каждым днём в обжитые Байбы Александр и Лариса влюбляются всё больше. Ведь именно здесь они уверено стали на ноги, здесь у них родилась дочь Екатерина. Сегодня она главный помощник в их непростом деле. Закладка яиц, уход за цыплятами, регулировка микроклимата в инкубаторах – в свои неполные 17 лет Катя с лёгкостью выполняет всю эту работу.
«Хорошо в деревне летом!» - любит повторять Александр, для которого лето начинается примерно в конце марта и заканчивается глубокой осенью. А зима – время отдыха и новых планов, которые у Александра и Ларисы точно есть, но они о них пока не рассказывают.
Живя возле широкого Днепра, Александр с детства мечтал о моторной лодке. Многие соседские ребята рассекали на них по реке. А мальчик Саша дал себе твёрдое обещание непременно осуществить свою мечту. И она не просто сбылась, а даже превзошла себя. Пару лет назад Александр купил настоящий катер.
- Мечты сбываются, – повторяет Александр, - но надо быть оптимистом и не бояться напора обстоятельств. После разговора с Александром даже я поверила в его мечты. И мне стало немного грустно, что мальчик Саша вырос и перестал мечтать о том, чтоб гуси стали лебедями. Ведь я уверена, что даже эта фантастическая мечта у Александра Василина непременно исполнилась бы.
Татьяна ЧЕРНЯВСКАЯ.
Фото автора.