2 апреля–Всемирный день распространения информации и проблеме аутизма
Среди возможных стимулов для возникновения аутизма называют следующие:
генные модификации;
органические поражения ЦНС (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга);
гормональные сбои, нарушение обмена веществ;
воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
ртутное отравление (в том числе при вакцинации ребенка);
чрезмерное употребление антибиотиков;
химическое воздействие на организм матери в период беременности.
Признаки и симптомы аутизма у детей
Чтобы вовремя распознать аутизм у ребенка, нужно внимательно наблюдать за его поведением, фиксировать нетипичные для детей того же возраста проявления. Конечно, эта задача стоит прежде всего перед родителями.
В широком смысле аутизм — это группа заболеваний, имеющих некоторые общие симптомы (расстройства аутистического спектра). Особенно явно они обнаруживаются, когда ребенок достигает возраста полутора-двух лет. Вот они:
Нарушение речи. Отсутствие эмоционального контакта с людьми. Проблемы в социализации. Приступы агрессии. Слабый интерес к игрушкам. Стереотипность поведения, боязнь перемен.
Лечение и коррекция аутизма у детей
Есть множество профессиональных методик и программ реабилитации, описывающих, как лечить аутизм у детей. Специалистов, которые вплотную занимались бы с аутистами по существующим поведенческим методикам, в нашей стране пока немного. И все же найти знающего психиатра необходимо. В коррекционных учебно-воспитательных учреждениях таким детям не уделяется достаточного внимания, но работа с аутистами должна вестись комплексно: и в кабинете психиатра, и в школах, и в детских садах. И в любом случае индивидуальная терапия — забота в первую очередь родителей, в какой бы стране они ни жили.
Есть ряд основных рекомендаций для родителей по коррекции аутизма у детей:
Прививание ребенку необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом повторении одних и тех же действий. Даже если ребенок, к примеру, научился чистить зубы, позже нужно снова и снова «проходить» с ним этот урок.
У аутиста должен быть строгий распорядок дня, который родители не должны нарушать.
Запрещена резкая смена обстановки и привычек ребенка.
Нужно как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним много времени.
Устанавливать контакт с ребенком можно научиться теми же упорными повторениями, частым обращением к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка.
Елена ШИХАЛЁВА, врач-валеолог Сморгонская ЦРБ.