Возможности дополнительного образования, работа психологов, открытие ресурсных центров – такой спектр вопросов обсудили на итоговой коллегии главного управления образования
Эти идеи уже оценены на республиканском, а некоторые и международном уровне, что подтверждают дипломы и награды. По достоинству оценили их присутствующие на коллегии помощник Президента – инспектор по гродненской области Иван Лавринович, заместитель председателя облисполкома Виктор Пранюк, заместитель председателя постоянной комиссии Палаты Представителей Национального собрания Беларуси по образованию, культуре и науке Лилия Кирьяк, а также другие гости.
Выставка наглядно показала, как увлечь интересными проектами самих ребят, а чаще всего – какие проекты предлагают ученики на Гродненщине.
Так, на Свислоччине в Добровольском детском саду-СШ ребята увлеклись изучением традиций и архитектурного наследия края и даже создали мини-музей макетов утраченных храмов. Все они выполнены вручную преимущественно из бумаги. Ученики вместе с педагогами и родителями гродненских школ №33 и №6 создают батлейки. Таких театров уже 16, каждый со своим уникальным представлением, в том числе основанными на легендах Принеманья. Спектакли показывают в школах, детских садах, на встречах с пожилыми людьми.
3D-тур по школьным музеям, а также интернет-агентство, где можно заказать экскурсию по ним, – разработка школьников из Радуни.
В лицее №1 нашли креативный подход к урокам. Теперь изучать материал можно и с помощью видеороликов, которые снимали сами ребята. Обычный урок это не заменяет, но повторить материал – помогает. Тем более, что каждый ролик завершается коллоквиумом, сдают который ученики искусственному интеллекту.
Юные щучинцы в Центре технического творчества занимаются ракетомоделированием. Создают точные копии и даже запускают их в небо. Здесь же есть авиационный тренажер – можно освоить азы управления самолетом. А ученики СШ №2 из Зельвы производят бумагу из тростника. И показывают, как можно использовать ее для декоративно-прикладного творчества или в качестве упаковки. Стильно и экологично.
Не отстают в новаторских идеях и детские сады. Ясли-сад №26 из Лиды, к примеру, представил игровое оборудование по формированию у детей представлений об основах безопасности жизнедеятельности. Машинки, игрушки, макеты – все изготовлено педагогами и родителями. А одно из главных достижений учреждения – напольная игра. Этой идеей заинтересовалось в Министерстве по чрезвычайным ситуациям, "образовательные" коврики могут запустить в производство.
Учреждения среднего специального образования также рассказали о достижениях. В их экспозиции – коллекция дизайнерской одежды, арт-объекты из шоколада, оригинальные пряники с белорусской росписью. Берестовицкий сельскохозяйственный лицей представил разработки учащихся – станок с числовым программным управлением, беспилотный летательный комплекс.
Продолжая тему достижений учащихся и педагогов, Иван Лавринович отметил:
– Система образования Гродненской области занимает высокие позиции в республике, но все развивается, и их сегодня нужно подкреплять новыми идеями, подходами. Тогда получится их удержать, потому что опускать планку ни в коем случае нельзя. И нужно помнить, что на первое место в образовательном процессе всегда нужно ставить ученика.Также Иван Лавринович обратил внимание на материально-техническую базу учреждений. Одни оснащены на высоком уровне, и результат работы там лучше. В то же время есть школы, где нужно работать над усовершенствованием условий.
Дополнительному образованию не случайно уделялось так много внимания, в том числе и на выставке. Статистика показывает, чем больше детей вовлечено в полезную занятость, тем ниже уровень правонарушений. Потому в области будет продолжена работа по организации полезной занятости несовершеннолетних, досуга в летнее время, трудовой занятости.
О том, чего достигла система образования области, какие задачи перед ней стоят в перспективе, рассказал начальник главного управления образования облисполкома Руслан Абрамчик.
Поводом для гордости у педагогической семьи Гродненщины и учеников в минувшем году было немало. Вот лишь некоторые из них. В 2019 году введены в эксплуатацию шесть объектов: школа и детский дом семейного типа в Гродно, детский сад в Лиде, а также школа, детский сад и Дом детского творчества в Островце.
Завоеваны две бронзовые медали на Международных предметных олимпиадах. Областная команда вошла в тройку лучших в республике по итогам участия в предметных олимпиадах и спартакиаде школьников. Выпускники школ продемонстрировали стабильно высокий уровень на ЦТ. Гимназия № 1 имени академика Е. Ф. Карского – единственное в республике учреждение общего среднего образования стало лауреатом Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества. Область отмечена как лучшая по итогам оздоровления.
Это будет шестой ресурсный центр на Гродненщине. Ранее они уже были созданы по направлениям как строительства, кулинарии, коммунального хозяйства, легкой промышленности.
– Что касается общих задач, которые стоят перед отраслью, это совершенствование материально-технической базы. Планируем реализацию большого пятилетнего проекта со Всемирным банком, в рамках которого реконструкция и капитальный ремонт пройдут более чем в 50 учреждениях системы образования, по 10 из них уже идет работа. Серьезные средства запланированы на ремонт и реконструкцию учреждений в рамках инвестиционной программы, – рассказал Руслан Абрамчик.
В Гродно работы идут в областном Дворце творчества детей и молодежи. 1 сентября он встретит воспитанников уже обновленным: с бассейном, спортивным залом, уличными площадками.
По традиции на коллегии подвели итоги конкурса на лучшую организацию работы региональной системы образования. Победителями среди районов стали Ошмянский, Мостовский и Ленинский район города Гродно. Лучших определили и среди учреждений образования.
В различных номинациях ими стали Гродненский лицей строителей №1, гродненский профессиональный технологический колледж, а также гродненский электротехнический колледж имени Счастного. Среди учреждений дополнительного образования награду получил областной Дворец творчества детей и молодежи.