Страшные страницы "еврейского вопроса" в годы войны на территории Сморгонского района
«До войны только в Сморгони проживало больше двух тысяч евреев. Немаленькая цифра, учитывая, что все городское население составляло пять тысяч человек. Всего жертв геноцида на Сморгонщине историки насчитали более трех тысяч. То есть, подавляющее большинство Сморгонских евреев погибло», - сообщил хранитель фондов Сморгонского историко-краеведческого музея Павел Картавик.
Евреи, которые до войны входили в состав горсовета
Одно гетто в нашем городе находилось в конце современной улицы Каминского. Второе – в центре. Там, где сейчас здание Беларусбанка, были ворота. Само гетто размещалось в пределах современных улиц Гагарина, Коласа, Кутузова.
Дом сельскохозяйственной общины «Карка», в годы войны там был концлагерь
Оно представляло собой просто группу домов, обнесенную по периметру колючей проволокой. Все евреи были обязаны носить на спине и груди опознавательные знаки - желтые шестиконечные звезды.
Ученики еврейской школы, 1935 год
Всех трудоспособных централизованно водили на работу. Кроме Сморгони, гетто располагались в Крево, Солах и Войстоме. Но позже их ликвидировали, узников, которые оставались в живых, перевезли в Сморгонь.
Параллельно немецкие солдаты проводили «ревизию» в еврейских домах, забирали все, что могло представлять какую-либо ценность. А в августе 1941 года начались массовые расправы. До этого, в июне – июле, убивали, в основном, евреев из числа активистов и коммунистов. Самая массовая казнь сморгонских евреев произошла возле деревни Зеленка Ошмянского района. Там убили около 500 человек.
Открытие памятного знака на месте расстрела сморгонских евреев в деревне Зеленка
Ликвидацией «неугодных рас» занимались айнзацгруппы. Точно не известно, какая из них действовала на территории Сморгони. В 1942 году пришел приказ Гейдриха, который гласил «быстрее заканчивать решение еврейского вопроса». Уже в феврале 1943 года в Берлин из Сморгони ушло донесение о ликвидации гетто. Некоторые узники были расстреляны, многих отправили в лагеря смерти. Больше всего сморгонских евреев содержалось в Саласпилсе и Штутгофе. Но встречались наши земляки в Бухенвальде, Дахау и других лагерях.
Освобожденные узники концлагеря
Были евреи и в рядах Красной армии. Если такой боец попадал в плен, то подлежал немедленному расстрелу. Уроженцу Сморгони Лейзеру Карпелю повезло – он не только выжил в годы войны, но и вернулся героем: две медали «За отвагу» и орден Красного Знамени.
Лейзер Карпель
Никаких сведений нет в архивных документах о судьбе цыган: ни их численности до войны, ни послевоенных судьбах. Скорее всего, вольный народ даже не участвовал в последней довоенной переписи (февраль 1941 года). Хочется верить, что, если они и жили на Сморгонщине, то страшной участи большинства братьев-евреев им избежать удалось.
Фото предоставлены Сморгонским краеведческим музеем.