В Беларуси основательно занялись переработкой вторсырья. Рассказываем, что изменится
В прошлом году, по сравнению с 2018-м, использование коммунальных отходов увеличилось в два раза, объемы сбора стекла — втрое, бумаги и картона собрали на 30% больше, рассказала Наталья Гринцевич, директор ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов». В 2017 году по увеличению использования коммунальных отходов принята целая национальная стратегия, она рассчитана до 2035-го. Как?
Залог за упаковку — 20—25 копеек
Больше всего на слуху — создание депозитной (залоговой) системы обращения упаковки. Этот проект сейчас рассматривается в Администрации президента.
— Человек приходит в магазин, оставляет залог за упаковку, а потом возвращает бутылку и получает этот залог обратно. Таким образом, на цену товара это никак не повлияет, — рассказал Анатолий Шагун, начальник управления по координации деятельности в сфере обращения с вторичными материальными ресурсами ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов».
Ссылаясь на социологическое исследование Академии наук, он рассказал, что более 70% опрошенных уверены: залог в 20—25 копеек стимулирует их возвращать в магазин эту тару. К слову, 22% населения вообще не знает, что это за система, а тех, кто не готов участвовать в ней, — порядка 17%.
— Залоговая система будет распространяться на ПЭТ-бутылки, а также стеклянные и жестяные упаковки — на все то, куда разливаются напитки, кроме молока. ПЭТ-тара для молока, а также упаковка для детского питания останутся в системе раздельного сбора, — сказал специалист.
Чтобы внедрить такую систему, потребуется два года. По словам Анатолия Шагуна, литовский опыт показал 92—93% возврата залоговой упаковки населением. К слову, вместо 180 рублей с 1 апреля поставщики и производители будут платить за сдачу неперерабатываемой тары 270 рублей, а с 1 января 2021-го — 360 рублей за тонну. А размер платы за биоразлагаемую упаковку будет снижен вдвое — с 180 до 90 рулей за тонну.
А что с бумагой и текстилем?
В последние три месяца сдавать макулатуру стало менее выгодно — закупочные цены снизились в два раза. Наталья Гринцевич говорит, что спад связан со снижением цен на предприятиях, которые производят этот материал. Она отметила, что госорганы поддерживают производителей и сборщиков такого вторсырья. За переданную на переработку тонну макулатуры им предлагают 90 рублей.
Что касается переработки текстиля, то сейчас в Беларуси «таких мощностей практически не имеется».
— Есть ли возможность его перерабатывать? Из опыта Европы мы видим два варианта: делать из старой одежды различные наполнители (для мебели, автокресел и т. д.), а также сжигать и тем самым получать топливо. На цементном заводе в Гродненской области в этом году планируется внедрить второй вариант, — сказал Анатолий Шагун. — Энергетическое использование — наиболее перспективное направление для нас.
Также специалист напомнил, что одежду в хорошем состоянии можно сдавать в тот же Красный Крест и на другие благотворительные нужды.
Когда из белорусских домов исчезнут мусоропроводы?
В ближайший год-два. Сейчас раздельный сбор мусора, как ни странно, более доступен жителям регионов.
— Когда заваривают мусоропроводы, то спрашивают мнение жителей. Также необходимо спланировать строительство контейнерных площадок взамен мусоропроводов. В Гродно практически больше года заварены все мусоропроводы — местные власти обеспечили контейнеры на всех площадках. В Гомеле эта работа тоже практически проведена, осталось считаное количество действующих мусоропроводов в домах, где невозможно произвести установку контейнеров, — рассказал Виталий Смирнов, замминистра ЖКХ.
Onliner.by