Армия Крайова: как трансформировались цели. О борьбе против советской власти и геноциде мирного населения «белополяками» в новом проекте прокуратуры области и «Гродзенскай праўды»

 

Армия Крайова: как трансформировались цели. О борьбе против советской власти и геноциде мирного населения «белополяками» в новом проекте прокуратуры области и «Гродзенскай праўды»

Год исторической памяти
21.03.2022
1833
Армия Крайова: как трансформировались цели. О борьбе против советской власти и геноциде мирного населения «белополяками» в новом проекте прокуратуры области и «Гродзенскай праўды»


В публикации рассказываем, что пережило население гродненских земель.

После освобождения Красной Армией территории СССР от немецко-фашистских захватчиков общественно-политическая обстановка в ее западных областях осложнялась присутствием белорусских, польских, литовских и украинских националистических вооруженных формирований и групп, ставивших при всех своих разногласиях общую цель – борьбу с советской властью. Наиболее активной политической и военной силой в Западной Беларуси была Армия Крайова (АК), а после ее роспуска – постаковские вооруженные подразделения. 

Следственная группа Генеральной прокуратуры в ходе производства по уголовному делу о геноциде мирного населения в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период расследует более 280 эпизодов преступлений, совершенных участниками АК на территории современных Волковысского, Вороновского, Зельвенского, Ивьевского, Лидского, Мостовского, Новогрудского, Ошмянского и Щучинского районов. Установлены свыше 800 человек, погибших от рук «белополяков», как их тогда называли в наших местах.

Предлагаем вашему вниманию новый совместный проект прокуратуры Гродненской области и редакции газеты «Гродзенская праўда». В серии публикаций мы рассказываем, что пришлось пережить населению гродненских земель в середине прошлого века. Восстанавливаем реальные истории, чтобы новое поколение понимало, насколько страшна война идеологий, когда брат идет на брата, когда не немецко-фашистский захватчик, а односельчанин или житель соседней деревни отнимает жизнь у своего же земляка – белоруса, русского, украинца, поляка – только потому, что тот мыслит иначе. И как страшен геноцид – истребление людей по этническому признаку, политическим, религиозным или национальным мотивам либо на основе любого другого произвольного критерия. 

Армия Крайова. Как трансформировались цели

Одна из польских подпольных военных организаций времен Второй мировой войны – Армия Крайова – действовала с 1942-го до начала 1945 года на территории Польши, а также в граничащих с ней областях БССР и Украины. Руководство армии подчинялось польскому эмигрантскому правительству, эвакуировавшемуся в 1939 году в Великобританию. Армия Крайова была основной организацией польского Сопротивления, боровшегося против немецкой оккупации и советской власти, одним из крупнейших нерегулярных армейских (партизанских) формирований в Европе времен Второй мировой войны. Состояла из подразделений, организованных в соответствии со штатной  структурой польской армии, имела обширную конспиративную сеть, участники которой, помимо подпольной работы, обязаны были по первому приказу присоединяться к участию в активных операциях.

– Основной целью АК было восстановление польского государства при поддержке Великобритании и США, – рассказывает заведующий кафедрой социально-гуманитарных наук Гродненского государственного медицинского университета, кандидат исторических наук, доцент Сергей Ситкевич. – Армия готовилась ко всеобщему восстанию на оккупированной территории в момент приближения фронта или в случае поражения вооруженных сил Германии. Деятельность доаковского польского подполья с 1939 по 1941 годы носила откровенно антисоветский характер, ведь советская власть в глазах поляков выступала в качестве захватчиков, агрессоров, ворвавшихся на их территории. Ситуация изменилась с началом Великой Отечественной войны, когда был подписан советско-польский договор о сотрудничестве в борьбе с фашистами. Однако, несмотря на это, командир Армии Крайовой генерал Стефан Ровецкий в отношении Советского Союза исходил из концепции двух врагов, в соответствии с которой два «монстра» – Германия и СССР, обескровленные длительным противостоянием, должны были утратить возможность к дальнейшим военным действиям, что позволило бы АК при поддержке Великобритании и США поднять свое победоносное общенациональное восстание. Отношение к советским войскам и партизанам в период Великой Отечественной было неоднозначным: от проведения совместных операций до открытых вооруженных столкновений на завершающем этапе войны. 

Окончательно испортились отношения АК с советскими формированиями, когда были разорваны польско-советские отношения в апреле 1943 года. Изменилась геополитическая обстановка. Стремление поляков восстановить польскую государственность в границах до сентября 1939 года никак не соответствовало интересам советского руководства. И его действия, направленные на постепенную ликвидацию польского подполья на белорусских землях, естественно, также не могли понравиться полякам, это усиливало конфронтацию между сторонами. Кроме геополитических притязаний на местном уровне, действовали факторы борьбы за сферы влияния, вопросы обеспечения продовольствием, оружием и т.д. К сожалению, заложниками геополитической игры стали простые мирные люди.

Темой Армии Крайовой заведующий кафедрой социально-гуманитарных наук Гродненского государственного медицинского университета, кандидат исторических наук, доцент Сергей Ситкевич начал заниматься в 90-е годы прошлого века с написания курсовых, затем дипломной и диссертационной работ. В начале 90-х тема польского подполья стала абсолютной новеллой в отечественной историографии. Потому что именно тогда открылся доступ к архивным материалам, стали проводиться белорусско-польские конференции, выходить материалы, в которых обсуждались эти вопросы. Научные изыскания будущего ученого в это русло направил известный гродненский историк, уроженец Лидчины, профессор Иван Ковкель. Будучи этническим поляком, он отличался особой беспристрастностью суждений, в том числе в такой острой теме, как советско-польские отношения в годы Второй мировой войны, всегда высказывался за неукоснительное соблюдение принципов исторического исследования: объективности и историзма.

– Со второй половины 1943 года, после разрыва дипломатических отношений между СССР и польским правительством в изгнании, деятельность Армии Крайовой на территории нынешней Гродненской области приняла очевидно антисоветский характер, проявлявшийся вооруженными столкновениями с советскими партизанами и совершением преступлений в отношении представителей местного населения, поддерживавших советскую власть, – рассказывает заместитель начальника отдела прокуратуры Гродненской области Максим Кирилло. – После освобождения западной территории Беларуси от немецко-фашистских захватчиков подразделения АК совершали насильственные действия, в том числе с применением оружия, в отношении представителей органов советской власти, мирного населения, поджигали общественные здания, грабили магазины и склады, совершали расправы над мирными жителями, которых подозревали в симпатии к советской власти, пытали и расстреливали активистов, учителей, врачей, крестьян. Отдельные участники формирований АК были причастны к расправам над мирным населением еще во время оккупации. 

Так, в мае 1942 года за два дня немцы и белорусские полицаи уничтожили более двух тысяч евреев в деревне Василишки. В этом массовом убийстве принимали участие войска СС, вызванные из Лиды, гестапо и местная полиция. Особой жестокостью выделялся комендант полиции Василишковского района Ежевский. С 1940 года он был действующим членом подпольной польской организации, в последующем переименованной в Армию Крайову. В мае 1943-го ушел в один из отрядов АК, где имел звание сержанта, занимал должности инструктора боевой подготовки и шефа компании (командира роты). Арестован в августе 1945 года, приговорен к 25 годам исправительно-трудовых лагерей. Виновность Ежевского подтверждается материалами архивного уголовного дела, содержащими подробности расстрела и личного участия бывшего коменданта полиции в этом злодеянии.