Гиперактивный ребёнок: болезнь или характер?

 

Гиперактивный ребёнок: болезнь или характер?

Здравоохранение
03.10.2023
2142

В последнее время неврологи и психиатры всё чаще диагностируют у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это заболевание связано с нарушением развития нервной системы ребенка. Если он не может концентрировать внимание, слишком подвижен, неусидчив и импульсивен, то это повод обратиться к врачу, который подтвердит или опровергнет ваши опасения, назначит при необходимости грамотное лечение. О том, как распознать синдром дефицита внимания и гиперактивности, как помочь таким детям и социализировать их, мы поговорили с психиатром-наркологом районной поликлиники Лючией Тарасенко.

- Какие особенности поведения ребенка являются тревожными звоночками, что следует обратиться к врачу?

IMG_1451.JPG

- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) проявляется нарушением активности внимания, памяти, поведения. Кроме эмоциональных нарушений, могут появиться проблемы с мочеиспусканием, дефекацией, возможны заикание и тики. Это связано с повреждением структуры головного мозга. Чаще всего СДВГ – врожденное заболевание. Толчком для его развития становятся психологические травмы, интоксикации. Если условия жизни благоприятные, СДВГ может никогда не развиться. Если есть предрасположенность, запустить этот процесс способно любое травмирующее событие.

- В каком возрасте ярко проявляются признаки СДВГ?

- Примерно в 6 – 7 лет, когда ребенок идет в школу и появляются определенные ограничения и рамки поведения. Исходя из своего опыта, могу сказать, что СДВГ проявляется раньше – с 2 – 3 лет. Повышенная деятельность, эмоциональная лабильность, невозможность управлять своими эмоциями, истеричность, суетливость – всё это указывает на развитие заболевания у ребенка.

- Что делать родителям, если они наблюдают в поведении своих детей отклонения от нормы?

- Советую обращаться к специалистам. В первую очередь к неврологу. Именно он ставит диагноз и назначает маленькому пациенту препараты, которые помогают нервной ткани дозреть, чтобы ребенку можно было управлять своей эмоционально-волевой сферой. Врач также назначает легкие успокаивающие, снижающие уровень эмоциональности.

Если симптоматика нарастает, отмечаются ярко выраженные поведенческие нарушения, невролог направляет пациента к психиатру. Психиатр шифрует это заболевание, как гиперкинетическое расстройство, нарушение активности внимания. Он корректирует лечение, добавляя препараты, уменьшающие проявление эмоций, чтобы ребенок мог сосредоточиться и улучшить обучение в школе.

- Как такие особенные дети адаптируются в школе?

- На самом деле это большая проблема, потому что дети с СДВГ – «неудобные». В школьном коллективе им сложно. Критически-осуждающее отношение к ним провоцирует их состояние. Очень важно минимизировать раздражение, недовольство и агрессивность, которые у ребенка с СДВГ вызывают эмоциональные вспышки.

К сожалению, в учреждении образования эти дети выпадают из социума. Чаще всего их отправляют на надомное обучение, поскольку они мешают педагогическому процессу. Сложно сделать так, чтобы ребенка с диагнозом в классе не провоцировали, не ругали и не критиковали.

- Вы видите решение этой проблемы?

- Да, дополнительная психологическая работа в школе. Можно ввести еще одну ставку психолога, который проводил бы групповые факультативные занятия, регулярные психокоррекционные встречи, образовательную работу со школьным коллективом. Педагоги прекрасно умеют работать с обычными детьми, но сталкиваются с большими проблемами, когда речь идет об учащихся с особенностями развития. То есть психологу нужно работать в двух направлениях: с детьми с СДВГ и учителями.

- Чтобы минимизировать стрессовые ситуации в жизни ребенка, родителям тоже нужно научиться правильно вести себя со своим ребенком?

- Конечно. Но это не значит, что ребенку нужно все позволить и идти у него на поводу. Важно научить его жить в определенных рамках. Родители должны помогать ребенку пережить эмоциональную реакцию, которая возникает у него в ответ. То есть, когда ребенок громко плачет и истерит, не кричать на него, а спокойно объяснить: «Да, я понимаю, что ты расстроился, но я не могу поступить по-другому и разрешить тебе это». Любовь, понимание и спокойствие родителей дают ребенку понять, что он находится в безопасности и его принимают таким, какой он есть.

В семье иногда справляются с особенными детьми и не считают нужным обращаться за помощью к врачу. Бывают мамы и папы, которым сложно принять то, что их ребенок с особенностями развития. Это пошатывает их самооценку.

Интересен тот факт, что у родителей с СДВГ обычно рождаются дети с таким же диагнозом.

- Как обстоит ситуация в Сморгонском районе? Наблюдаете ли Вы увеличение количества детей с СДВГ?

- Да, в геометрической прогрессии растет количество детей с аутизмом, с нарушением речи. При этих заболеваниях СДВГ является сопутствующим диагнозом. То есть невозможность ребенка выразить словами свои эмоции приводит к нарушению эмоциональной и поведенческой сфер.

Обычно родители обращаются к специалистам с эмоционально-поведенческой проблемой у ребенка. Примерно 30 – 40% таких детей в результате ставится диагноз «гиперкинетическое расстройство, нарушение активности внимания». Этот диагноз является дополнительным у такого же количества детей с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальной недостаточностью.

- Возможно ли полное излечение от заболевания?

- Лечение снижает проявление симптомов. К сожалению, об излечении вопрос не стоит. Наша задача – минимизировать последствия, то есть помочь нервной ткани дозреть, поддержать ее, чтобы она была более устойчива к воздействию ежедневных стрессов, а также помочь ребенку научиться управлять эмоциями. Постепенно у наших пациентов нарабатываются социальные навыки, умение обходиться со своими эмоциями и потребностями.

Взрослый человек с СДВГ обычно импульсивный, эмоционально возбудимый, он часто меняет работу, разрывает отношения, у него могут формироваться зависимости. В то же время такие люди могут быть решительными, смелыми и успешными. Поддержка родителей, школьная успеваемость, даже на надомном обучении, становятся хорошей базой для социальной адаптации во взрослой жизни. Человек с СДВГ получает профессию, реализует себя в ней, создает семью.

Мне сейчас приятно наблюдать за моим бывшим пациентом, который проходил лечение в психиатрическом кабинете. Развод родителей стал тем травмирующим обстоятельством, которое запустило процесс развития заболевания. В младших классах он обучался на дому. Парень окончил школу, отслужил в армии, устроился на работу и недавно женился. Вероятность того, что СДВГ еще проявится в его жизни, велика. Но я надеюсь, что он сможет самостоятельно справляться со стрессами без помощи специалистов и употребления препаратов.

Оксана ГЕЙБОВИЧ.

Фото автора.