Работа водителя автобуса нелегкая. Ведь человек, который каждый день садится за руль, несет огромную ответственность за себя, пассажиров и других участников дорожного движения.
Чеслав Лещевич работает в автопарке №17 41 год. И все время – водителем автобуса. Первые три года выполнял пригородные рейсы, а потом был переведен на междугородние и даже международные перевозки пассажиров.
За работу без аварий Чеслав Альфонсович был награжден нагрудными знаками всех степеней – 1-й, 2-й и 3-й. Он водитель высокого класса, за добросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей удостаивался почетных грамот, его фотопортрет был занесен на Доску почета.
Чеслав Лещевич признался, что стать водителем – не было мечтой его детства. Мальчишка тогда грезил небом, его внимание привлекали самолеты. Но выучиться на летчика не получилось.
Юношу призвали на срочную военную службу. Он попал в войсковую часть, которая находилась в Москве.
Перед окончанием службы Чеславу предложили остаться в столице, поступить в военную академию. Но парня из Беларуси тянуло домой, на малую родину. А родом он из д. Абрамовщины Вишневского сельсовета. В семье был самым старшим из четверых детей.
Когда Чеслав Альфонсович устроился на работу в автопарк №17, то первое время жил на квартире у своей тети. Вскоре женился. Жена тоже местная, из д. Малиновой.
Молодым предоставили жилье в общежитии автопарка. А потом они получили квартиру в многоэтажном доме, который построило автопредприятие при долевом участии строительно-монтажного треста №41.
У Чеслава Лещевича были все водительские категории, кроме одной – «Д». Из армии он вернулся водителем 2 класса.
Руководство автопарка №17 направило молодого водителя на учебу в г. Гродно, откуда он вернулся через месяц с категорией, которой ему не хватало.
Вначале Чеславу Альфонсовичу доверили старый автобус ЛАЗ. На нем водитель проработал почти год, получил определенные навыки. Потом он возил пассажиров еще на одном таком же автобусе, пока не получил новый ЛАЗ.
Когда в Сморгони открылось бюро путешествий и экскурсий, в автопарк №17 начали поступать заказы на туристические поездки. И первая из них была в Москву. Поскольку Чеслав Лещевич хорошо ориентировался в этом большом городе, объездил его во время срочной службы в армии, он согласился свозить туда сморгонских туристов на экскурсию. Всем понравилось в столице СССР, в автопарк №17 начали поступать хорошие отзывы по обслуживанию пассажиров.
«Поездки, новые города и люди, новые впечатления. Из окна автобуса смотришь за дорогой, вдоль которой мелькают поля, леса, луга и реки, и понимаешь: как все прекрасно и разнообразно вокруг, – рассказывает Чеслав Альфонсович о водительских буднях. – Но при этом постоянно помнишь о том, что дорога – зона повышенной опасности, поэтому водителю надо быть внимательным, выносливым и сдержанным. Ведь иногда приходится ехать не один час и не всегда по хорошим дорогам».
Для комфорта пассажиров автопарк №17 приобрел автобус «Сетра» немецкого производства, не новый, но в хорошем состоянии. Салон в нем рассчитан на перевозку 51 пассажира.
«Этот автобус мне очень понравился, – отметил Чеслав Лещевич. – По сравнению с советским ЛАЗом – это самолет. Хотя и на лазе возили туристов в Москву, Киев, Ленинград, Ригу, Таллинн, Одессу.
На «Сетре» Чеслав Альфонсович работал вместе с напарником Михаилом Михаловским. На этом автобусе они возили отдыхающих на Черное море. Одних оставляли там, других, после двухнедельного отдыха, забирали домой.
Теперь Чеслав Лещевич возит пассажиров на современном автобусе МАЗ. На нем водитель ездит из Сморгони по двум маршрутам: в Гродно и Барановичи. Автобус также используется для экскурсий в Сулу, Дудутки, Дукору, Наносы – Нарочь, организовываются поездки в Могилев, Брест и другие областные центры Беларуси.
В дороге имеет значение все: и манера езды, и чистота в салоне, и температурный режим. Настроение складывается из мелочей. Если пассажир доволен качеством обслуживания, это свидетельствует о том, что водитель находится на своем месте и работает профессионально.
Чеславу Лещевичу нравится работать с людьми. Новые встречи, общение. Ему приятно слышать слова благодарности от пассажиров за хорошее обслуживание.
После возвращения в автопарк автобус подготавливается к следующей поездке. Его моют, проверяют узлы и агрегаты. Если выявляется даже мелкая неисправность, то она устраняется слесарями и другими специалистами автопарка. Ведь водитель отвечает за жизнь каждого пассажира, поэтому ему нужно быть не только осторожным, но и уверенным в себе на сто процентов, а еще в том, что ничего не случится с автобусом на дороге.
Юрий ЯНУШКЕВИЧ
Фото автора и из домашнего архива Чеслава ЛЕЩЕВИЧА