Деревня Новое Село и 39 сожженных домов
26.10.2024

Для белорусского народа термин «оккупация» всегда будет связан с ужасами, которые фашисты творили над мирным населением в годы Великой Отечественной войны. Трагедия Хатыни – это лишь один из множества примеров. На территории нашего района также сгорели деревни, погибли дети, пожилые люди и женщины. Жодишки, Ротковичи, Соченяты стали символами боли и страданий. Количество трагических событий, произошедших в те времена, можно перечислять бесконечно.

b2rmjg4pxzdwjkhytjy65z1yaiyqroub.png

Новое Село – деревня в Вишневском сельсовете. Расположена у восточной границы Сморгонского района. Известна с начала 17 в. в составе Ошмянского уезда Виленской губернии. Принадлежала Зеновичам, а с 1628 года – Радивилам. На карте Шуберта (середина XIX века) деревня отмечена под названием Новосёлки в составе Войстомской волости Свенцянского уезда Виленской губернии. По состоянию на 1 января 2004 г. – 28 дворов, 47 жителей.

Домов до войны – 39, разрушены – 39, людей до войны – 120, убитых людей – 2 человека, год сожжения – июнь 1944 (1943) года.

В рамках расследования уголовного дела по факту совершения нацистскими преступниками, их соучастниками, преступными формированиями в ходе Великой Отечественной войны и в послевоенный период на территории БССР и других государств геноцида сотрудниками прокуратуры Сморгонского района в 2022 году был допрошен в качестве свидетеля Виталий Иванович АХРЕМ, (1975 г. р.), который рассказал о воспоминаниях своего отца.

IMG_7946.JPG

Деревня сжигалась дважды

«Со слов отца бабушки я знаю, что во время Великой Отечественной войны деревня Новосёлки (сейчас называется Новое Село) сжигалась два раза. Первый раз в начале войны в 1941 году в результате авианалётов, когда немцы обстреливали деревню. Тогда она была подожжена частично. Во второй раз деревня подверглась сожжению во время отступления немцев, в 1944 году. Целым остался только один дом, который стоял чуть вдали от деревни. Вся остальная деревня была полностью сожжена. Чтобы спастись, люди прятались в лесу. Дом моего отца тоже сгорел и долгое время, пока не отстроили новый, семья жила в землянке, которую выкопали в огороде».

Целым остался лишь один дом

В этом же году был допрошен в качестве потерпевшего и Владимир Иванович НАСЕКАЙЛО, (1930 г. р.): «В годы Великой Отечественной войны наша семья проживала в доме №31. В июне 1944 года в деревню пришли немцы. Тогда они уже отступали. Это был конец войны. По деревне они ходили с огнемётами и поджигали дома. На тот момент деревня состояла примерно из 50 домов. Когда проезжали немецкие танки, один из жителей прятался в поле. Немцы его увидели и расстреляли с пулемёта. Это был Тихон Леошко (по сведениям, указанным в списке граждан, погибших в годы Великой Отечественной войны и уничтоженных гитлеровцами в период немецко-фашистской оккупации: Тихон Леошко был расстрелян в 1943 году. Составил список председатель исполкома Мицковичского сельского Совета и депутатов трудящихся Мусский). Тогда же убили ещё одну женщину Грипину Лазарь (по архивным данным расстреляна в 1943 году. По этим же данным Михаил Скоробогатый в 1943 году за связь с партизанами был угнан в Лукишскую тюрьму, где и умер). Она не успела спрятаться в лесу, и немцы её застрелили. Эти люди захоронены на кладбище в Вилейском районе. Сожжено было около 50 домов. Целым остался лишь один дом. Наш дом тоже сожгли, и мы долго жили на хуторе в доме родного брата Павла, который жил отдельно. Уже после войны отстроили на том же месте, где был старый дом, новый. А некоторые люди так и жили в землянках, больше негде было. Предполагаю, что немцы сожгли нашу деревню Новое Село за связь с партизанами».

IMG_7953.JPG

Факт сожжения этого населённого пункта подтвердила и жительница этой деревни Анна Владимировна КЛИМОВИЧ. По воспоминаниям её отца Владимира Алексеевича Климовича, деревня была сожжена немцами и долгое время местные жители жили в землянках. Позже на их местах отстраивали новые дома. Также женщина подтвердила и факт об уцелевшем единственном доме, в котором в годы войны проживал ее родной дядя Алексей Алексеевич Климович. Мужчина воевал, во время службы лишился ноги.

Нам удалось отыскать этот дом. Но сейчас, к сожалению, хозяев в живых уже никого не осталось. Единственное напоминание о том, что здесь проживал ветеран – это пятиконечная звезда, расположенная на фасаде дома.

Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в памяти народа. Карательные операции немцев опустошали наши земли, сжигание деревень превращало в пепел не только дома, но и судьбы людей. Каждый рассвет дожидался жутких свидетельств нарастающего ужаса, отзывавшегося в сердцах скорбью и ненавистью. Без прошлого нет будущего; эти слова запечатлелись в сознании каждого, кто выжил в те страшные годы. Уроки истории не должны быть забыты. Мы должны помнить о разрушениях, о потерянных жизнях, о том, как легко мир может быть разрушен ненавистью.

Пока будет жива человеческая память, ужасы войны не должны повториться. Перед лицом страданий прошлого мы обречены на осознание ответственности за будущее.

photo_2024-10-07_09-39-06.jpg

Наталья РЫЛЁВА

Фото автора

Поделиться:

Статьи по теме:


Оставить комментарий
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений