Министр ЖКХ — о снижении затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг, службе заказчика и чистой воде для потребителя
Работники сферы ЖКХ умеют делать все — от уборки подъездов и благоустройства клумб до капитального ремонта жилых домов и замены в них лифтов. Правда, их труд часто остается за кадром. Накануне профессионального праздника корреспондент СБ встретилась с министром ЖКХ Андреем Хмелем и поговорила с ним о задачах для ЖКХ до 2025 года, чистой питьевой воде и привлечении молодежи в отрасль.
Планы чистой воды
— Андрей Валерьевич, какие задачи жилищно-коммунального хозяйства сегодня считаете наиболее актуальными?
— Все задачи, которые стоят перед отраслью, сконцентрированы и сформулированы в Директиве № 7 и госпрограмме «Комфортное жилье и благоприятная среда» до 2025 года. Одна из основных задач — обеспечить качество и доступность жилищно-коммунальных услуг. В этой короткой и емкой формулировке заложен большой смысл и видится множество взаимосвязанных направлений работы. В основе лежит забота о потребителях услуг ЖКХ, а соответственно, забота о каждом гражданине нашей страны.
— В госпрограмме «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2021—2025 годы очень много пунктов. Какие направления в приоритете?
— Главная цель программы — обеспечить комфортные условия проживания и благоприятной среды обитания. Безусловно, предстоит сделать немало. Основное внимание будет направлено на обеспечение доступности и качества предоставления ЖКУ, повышение уровня благоустроенности территорий населенных пунктов, дальнейшее увеличение эффективности теплоснабжения, восстановление технических качеств и сохранение эксплуатационной надежности жилищного фонда, обеспечение безопасной эксплуатации лифтового оборудования, улучшение качества подаваемой потребителям питьевой воды, а также минимизацию объема захоронения твердых коммунальных отходов.
Но особый приоритет я бы отдал чистой воде. Антуан де Сент-Экзюпери в своем произведении говорил: «Вода не просто необходима для жизни, она и есть сама жизнь. Она возвращает нам силы и свойства, на которых мы уже поставили было крест. Ее милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца».
— В ближайшие пять лет 100 процентов потребителей в стране должны быть обеспечены качественной питьевой водой, а Минск обязан полностью перейти на подземные источники воды. Как будет решаться эта задача, одна из важнейших?
— Для обеспечения потребителей качественной питьевой водой в ближайшую пятилетку по всей стране необходимо построить 864 станции обезжелезивания воды, переподключить 109 населенных пунктов к существующим централизованным системам водоснабжения с водой питьевого качества, построить около 300 водозаборных скважин.
Все минчане должны быть обеспечены питьевой водой из подземных источников до 2025 года. Для этого на существующих водозаборах южной группы (водозабор № 6 «Островы», № 8 «Вицковщина», № 10 «Фелицианово») планируется пробурить новые скважины, провести новые нитки водопроводов протяженностью более 115 километров, построить насосную станцию «Щемыслица». Проект по переводу водоснабжения Минска на подземные источники будет выполняться поэтапно, по очередям и пусковым комплексам.
— Можно привести много примеров. Например, в прошлом году нам удалось снизить затраты на оказание населению жилищно-коммунальных услуг на 6,1 процента по сравнению с 2019-м. За прошлую пятилетку сэкономлено более 600 миллионов рублей.
В 2020 году мы достигли высокого уровня выполнения капитального ремонта жилищного фонда и сбавлять темпы не собираемся. С этого года планируем капитально ремонтировать не менее 3,5 миллиона квадратных метров жилья в год. В течение ближайших трех лет заменим чуть более 3,5 тысячи лифтов со сроком эксплуатации более 25 лет.
— Расскажите, пожалуйста, о качестве жилищно-коммунальных услуг. Количество обращений граждан по вопросам ЖКХ в 2020 году снизилось на 7,5 процента — во многом благодаря контролю за качеством услуг. Оправдало ли себя создание службы заказчика?
— Эффект от создания службы государственных заказчиков положительный. Сегодня госзаказчики в сфере ЖКХ созданы Брестским, Витебским, Гродненским, Минским облисполкомами и Мингорисполкомом. Специалисты службы заказчика контролируют выполнение работ подрядными организациями. Проводятся ежемесячные проверки качества и объемов выполненных работ с составлением актов проверок и приложением фотоматериалов по выявленным замечаниям. По результатам обследований подрядным организациям выдаются предписания на устранение замечаний. Некачественно выполненные работы не оплачиваются, пока подрядчик не устранит недостатки.
Частник составляет конкуренцию
— Еще одно важное направление — обращение с ТКО. Ежегодно в стране образуется 3,8 миллиона тонн коммунальных отходов. Более 80 процентов объема — это отходы потребления, образовавшиеся у населения. Как будет повышаться эффективность обращения с ТКО и ВМР?
— К 2025 году уровень использования коммунальных отходов должен составить не менее 64 процентов. Достигнуть такого высокого показателя планируем путем увеличения сбора традиционных видов вторичных материальных ресурсов: стекла, бумаги, пластика. Также будут построены региональные комплексы по обращению с ТКО для их промышленной переработки, обеспечивающей обработку органической части коммунальных отходов (компостирование), а также производство и использования топлива из отходов.
— С 2009 года оказание жилищно-коммунальных услуг предусматривается на конкурентной основе. Пришел ли частник в ЖКХ? В каких направлениях чаще всего работают частные организации?
— Сегодня в ЖКХ частных организаций больше, чем может показаться потребителю на первый взгляд. Они участвуют в оказании услуг по вывозу отходов, замене лифтов, капитальному и текущему ремонту жилых домов. А такую услугу, как техническое обслуживание запорно-переговорных устройств, на 85 процентов оказывают частники.
В некоторых видах работ частные организации составляют конкуренцию государственным коммунальным службам. Например, в сфере обращения с отходами, где работает десятка два компаний. Одна из них уже десять лет занимается вывозом ТКО в Минске. В зоне ее обслуживания почти половина населения города.
Работают в стране частные ЖЭСы, половина организаций собственников (товарищества собственников, организации застройщиков) обслуживают жилищный фонд самостоятельно.
Оказанием услуг внутри жилых помещений (это так называемые платные бытовые услуги) сегодня занимается немало исполнителей, среди них есть в том числе индивидуальные предприниматели.
Перспективы для молодежи
— Мы говорим о достижениях, развитии и будущем отрасли. Но без людей никаких достижений и планов не было бы. Сколько человек сейчас работает в отрасли?
— Сегодня в системе ЖКХ работает чуть более 131 тысячи человек. Кадровая политика направлена в первую очередь на привлечение молодежи в организации системы ЖКХ, повышение ее компетентности и профессионализма. Сегодня, к сожалению, мы не можем похвастаться большим количеством молодых работников, их чуть больше 15 процентов.
Хотя перспективы включения молодежи в процессы преобразований в ЖКХ очень широкие. Назову лишь основные направления. Одна из важнейших задач отрасли — снижение затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг. Чтобы повысить эффективность этой работы, нужны новые неординарные подходы. По-прежнему актуальны модернизация и техническое перевооружение производств, внедрение современных высокоэффективных технологий, строжайшая экономия всех видов материалов, сырья и ресурсов. Вот где можно молодым проявить инициативу, хозяйственную смекалку и взвешенный расчет.
Еще одно важное направление — сбор вторичных материальных ресурсов для обеспечения вторсырьем перерабатывающих предприятий страны. По сути, на базе предприятий ЖКХ создана целостная система хозяйственной деятельности по сбору и переработке твердых коммунальных отходов — от их раздельного сбора до мощных современных мусороперерабатывающих комплексов. Уверен, что к этой работе подключатся молодые люди, так как тема сохранения окружающей среды, экологического состояния нашей страны в последнее время интересует многих, особенно молодежь.
Также молодые силы и новации востребованы в работе на современном высокоэффективном оборудовании. Молодежь может предложить прорывные технологии, смелые и интересные инженерные решения и в конечном счете заметный экономический эффект.
— Что вы пожелаете работникам жилищно-коммунальной отрасли накануне профессионального праздника?
— Прежде всего я хочу поблагодарить всех, кто работает в столь непростой сфере, за их неустанный труд. Ведь работники жилищно-коммунального хозяйства каждодневно, и в дождь, и в снег, выходят на свою трудовую вахту. Некоторые несут ее круглосуточно, чтобы обеспечить непрерывную подачу воды и тепла в наши дома, бесперебойную работу лифтов, собрать и вывезти отходы, убрать улицы, дворы и подъезды, а весной высадить миллионы цветов на улицах городов и населенных пунктов. Не секрет, что работники ЖКХ благодарности получают нечасто, а зачастую их труд остается за кадром.
От всей души желаю мудрости и настойчивости в достижении целей, упорства и бесконечного терпения! Крепкого здоровья, удачи, радости, мира и благополучия вам и вашим семьям!
Качество для потребителя
— На какие вопросы специалисты ведомства обратят особое внимание в 2021 году?
— Постановлением коллегии Министерства жилищно-коммунального хозяйства утверждены поквартальные значения целевых и сводного целевого показателей госпрограммы на 2021 год. Вот над выполнением их мы и должны работать. Наши планы выглядят так: обеспечить 95,8 процента потребителей водой питьевого качества, заменить 412,31 километра сетей водоснабжения и 176,67 километра сетей водоотведения (канализации) со сверхнормативными сроками эксплуатации, обеспечить 90,8 процента населения централизованными системами водоснабжения и 78,3 процента населения — централизованными системами водоотведения (канализации), провести реконструкцию восьми очистных сооружений сточных вод, отремонтировать или реконструировать 3110 придомовых территорий, собрать и заготовить 780,6 тысячи тонн вторичных материальных ресурсов. Это плюс к тому, что я назвал ранее.
— Все это в планах. А что уже сделано? Какие важные вопросы удалось решить?
По материалам СБ.