Одна из дорог – трасса «М1» («олимпийка») строилась специально для обеспечения дорожного соединения и комфортного передвижения до Москвы по территории нашей страны. Строительство началось ещё в далёком 1936 году. В июле 1941 г. был закончен участок, который соединял столицы братских республик. К 1955 году завершили работу по покрытию асфальтом дорожного полотна. Но уже в 1976 г. был утверждён перечень автомобильных дорог, подлежащих подготовке для обслуживания Олимпийских игр, куда вошла и автомагистраль Москва – Минск. Дорога была бетонной.
Спустя 6 лет после проведения олимпиады вновь было принято решение о её реконструкции, в основе которой лежала идея сделать дорогу современной и способной принимать большой поток автомобилей. Но проекту не суждено было сбыться, наступили 90-е года. Именно в это время дорожная отрасль стала испытывать серьёзные финансовые трудности, а в частности, и вовсе отсутствовало то самое финансирование. Ухудшил ситуацию и колоссальный поток автомобилей, достигающий до 30 тысяч единиц в сутки. К этому дороги были не готовы. К таким объемам не была готова и сама отрасль, были проблемы с составами смесей. Не хватало цемента и специальной техники. Бетонный «маршрут» зашел в тупик, а вопрос о строительстве бетонных дорог поставили на долгую паузу.
С приходом к власти Александра Лукашенко в 1994 году ситуация начала меняться. Государство приняло решение активно инвестировать в дорожную инфраструктуру, что стало важным шагом в развитии страны, также было принято решение о создании и развитии во всех областях республиканских предприятий автомобильных дорог. Началась масштабная модернизация цементной промышленности. Постепенно отрасль стала производить цемент для дорожной индустрии в нужных объемах. Строители научились укладывать бетон по немецкой и американской технологиям. И как итог, возведение «бетонок» после длительного перерыва возобновилось. Акцент был сделан на магистралях средних и малых городов, сельских населенных пунктов, улицах местного значения. В приоритете также были территории предприятий, учебных заведений, спортивных и торговых объектов, объектов бытового и социокультурного назначения. Так была реконструирована Минская кольцевая дорога, трасса Минск - Гродно, осуществлено строительство второй Минской кольцевой дороги и множество других примеров того, что дорожное строительство развивается.
На ремонт дорожного полотна в городе Сморгони в 2023 году было выделено 935 тыс. рублей, ремонт был проведён на 13 улицах города площадью 28 600 кв. м. В Сморгонском районе ДРСУ-134 в прошлом году были выполнены работы по содержанию, капитальному и текущему ремонтам местных автомобильных дорог района. Всего освоено 5110,0 тыс. рублей. По капитальному ремонту освоено 1658,3 тыс. рубля, по текущему – 1792 тыс. рубля, по содержанию – 1559,7 тыс.рубля. Отремонтировано и введено в эксплуатацию 17,91 км местных автомобильных дорог. Так капитальный ремонт был осуществлен следующих автодорог: Сморгонь – Девятни – Жодишки, Вишнево – Войстом – Рацевичи; текущий ремонт: Ворняны – Рымдюны – Жодишки (ремонт гравийного покрытия), Голешонки – Базары – Олешешки, Сморгонь – Ябровичи, Крево – Ордаши, Залесье – Понизье и многие другие.
Новая дорога в Голешонках
В текущем году особое внимание уделяется качеству ремонтных и восстановительных работ. Ведь, несомненно, в Год качества – эта задача одна из приоритетных. К этому вопросу Александр Лукашенко возвращается и сейчас. 21 октября, заслушивая доклад по вопросам развития сети республиканских автомобильных дорог и формирования транспортной инфраструктуры, Президент заявил о продолжении работы в поддержании в хорошем состоянии основных автотрасс республики, не забывая о состоянии на высоком уровне дорог от областных до районных центров. А затем дойти и до агрогородков, где тоже есть дороги, которые нужно построить, модернизировать или привести в порядок.
В 2024 году ремонт выполнен на 6 улицах города Сморгони площадью 18 950 кв. м. На эти цели было выделено 650 тыс. рублей. В рамках региональной программы ремонта улиц в агрогородках на 2024 – 2025 годы по Гродненской области были выполнены работы в агрогородке Жодишки.
Асфальт в Жодишках
Капитальный ремонт моста в д. Кевлы
Реконструкция дороги в деревнях Круглянке и Новосёлках
Новый асфальт на ул. Иванова
Из бюджета выделены средства и положен асфальт на 6 улицах на сумму 756 тыс. рублей общей площадью 15 100 кв. м. За январь – июнь 2024 года в районе выполнен ямочный ремонт улично-дорожной сети в количестве 1,608 кв. м. Текущий ремонт проведен на автодорогах Рымдюны – Солы, Гориденяты – Расло – Жодишки – Завидиненты, Шостаки – Мицкевичи – Студенец, Новоселки – Боярск – Переходы, Сутьково – Цари – Пасынки – Кевлы (ремонт гравийного покрытия) и многие другие.
Ремонт дороги в микрорайоне Корени
Асфальт на улице Франциска Скорины
Капитальный ремонт ж/д переезда по улице Гагарина
Ремонт на улицах Мира, Инженерной
А что у наших соседей? Жители Литвы оценивают качество своих дорог как удовлетворительно, но хуже, чем раньше. Это признают и сами власти, которые вынуждены публично признать, что состояние дорог в республике оставляет желать лучшего. Основной проблемой дорог государственного значения литовцы считают изношенность, неотремонтированность и необновленность их. Такая же ситуация и в соседней Латвии. Ямы на дорогах – настоящее бедствие для страны. Ещё в 2019 году экспертами Международного экономического форума состояние латвийских дорог было оценено как одно из худших в мире. И несмотря на многомиллионные ремонтные работы, их качество особо не изменилось.
Как видим, в истории нашей страны были трудные времена. Но все меняется и меняется в лучшую сторону. Предприятия модернизируются, появляются новые кадры, осуществляется закупка современного оборудования и внедрение передовых технологий. Кроме того, хорошие дороги – это залог безопасности. Ежегодно выделяются значительные финансовые средства на строительство, ремонт и улучшение инфраструктуры дорог, состояние которых всегда волнует людей. Поэтому качественные дороги – это важный индикатор заботы государства о своих гражданах.