Формирование ответственного и позитивного родительства
Чтобы быть ответственным и позитивным родителем, необходимо иметь культуру родительства. Культура – это, прежде всего, знания, умения и грамотная их реализация в жизни. В контексте рассмотрения культуры родительства, к знаниям необходимо отнести знания родителями:
- что такое любовь;
- что такое семья, для чего она создается;
- для чего в семье нужны дети;
- каковы психолого-педагогические особенности детей;
- что такое семейное воспитание;
- как прививать детям духовно-нравственные нормы поведения;
- как прививать базовые жизненные ценности;
- что значит удовлетворять потребности ребенка в родительской любви;
- как увидеть в собственном ребёнке личность;
- как развивать в условиях семьи склонности и способности;
- как защищать права и интересы собственных детей;
- что значит нести ответственность за детей, за собственные поступки, нести ответственность за семью;
- что значит быть нравственным и иметь гражданскую зрелость;
- как материально обеспечить развитие ребенка и т. д.
Воспитание детей родителями в высших интересах ребенка означает, что родители должны, прежде всего, заботиться о благополучии ребенка и его развитии, воспитывать своих детей таким образом, чтобы дети смогли добиться высоких результатов в учёбе, в отношениях с друзьями, в обществе.
Следовательно, целью позитивного родительского воспитания является целенаправленное развитие в детях склонности к сотрудничеству, а не покорности. Такую цель можно реализовать, если родители будут ориентированы на соблюдение в процессе воспитания своих детей принципов позитивного (ответственного) родительства:
- право ребёнка отличаться от других;
- право ребёнка на ошибку;
- право ребёнка на негативные эмоции;
- право ребёнка мечтать;
- право ребёнка иметь личное мнение;
- право ребёнка иметь личное время;
- право ребёнка чувствовать себя в семье в безопасности;
- право ребёнка на протест, но с пониманием того, что родители являются главными в семье и т. д.
Культуру родительства должны составлять такие компоненты, как:
- коммуникативная культура – те компетенции родителей, позволяющие свободно общаться с детьми, с учетом их интересов, потребностей, мотивов;
- эмоциональная культура – умения родителей проявить адекватную позитивную реакцию на обращение ребёнка с просьбой или проблемой, которые возникли в жизни ребёнка. Это также эмоциональное сопереживание с ребёнком в его достижениях или неудачах в учёбе, в игре и т. д.;
- правовая культура – умения родителей довести нравственные и правовые нормы доходчиво до сознания детей; формирование у детей правовых компетенций и компетентностей в социальном взаимодействии;
- экономическая культура – умения родителей с детского возраста включать детей в обсуждение семейного бюджета; формирование умений пользоваться «карманными деньгами»; обучение детей экономному использованию электричества, газа, воды и мн. др.;
- охранительная – умение родителей реализовать свои прямые обязанности по заботе о физическом, психическом, духовном и нравственном здоровье детей; сюда же относится защита прав и интересов детей;
- духовная культура – умения родителей целенаправленно формировать у собственных детей духовное сознание.
Проведение системного образования родителей позволит грамотно выстраивать детско-родительские отношения, формировать позитивный психологический климат в родительском доме, создать традиционные семейные ценности, такие как: здоровье, любовь, вера и верность, забота, ответственность, почитание старших, знание и уважение своей родословной, патриотизм.
Вероника ЛЮКОВИЧ, специалист отдела эпидемиологии Сморгонского зонального ЦГЭ