Уже на подходе к дверям массивного строения, предназначенного для обслуживания регулярных пассажирских перевозок в города и веси Беларуси, невольно ощущаешь, будто бы Сморгонь с ее суетливой торопливостью осталась где-то позади. Пышные елки и буйная зелень лиственных деревьев окружают автовокзал по всему периметру. В здании прохладно, площадка для посадки, или перрон, тоже в благодатной тени. На лавочке среди других своего рейса на Жодишки ожидает молодой парень.
– Ты постоянно пользуешься услугами автовокзала или время от времени? – интересуемся у юноши после краткого знакомства и одобрения обращения на «ты».
– Живу в Сосновке, регулярно езжу в Минск на учебу. Где-то два-три раза в неделю навещаю домашних. Будущий автомобилестроитель. Третий курс. Даже рабочим местом загодя обеспечен – МАЗ.
– На малую родину не планируешь возвращаться? Осядешь в столице?
– Все дело в работе. Будь она на месте, никогда бы не уехал. Я очень люблю свою деревню с ее отточенной поколениями размеренностью жизни. Все-таки когда кругом брусчатка и бетон вместо зелени лугов и золота полей, это напрягает. Привык просыпаться под крик петуха, а не под визг будильника в телефоне.
Александр Шаблинский, наш случайный собеседник, встает: автобус на Жодишки подъехал – пришло время завершить краткое знакомство. Удачи тебе, юный строитель автомобилей! Пусть в твоей жизни все сложится, а дорога к родному дому никогда не зарастет бурьяном. Мы же направляемся к кабинету старшего кассира: потребитель услуг удовлетворен обслуживанием, теперь – слово за поставщиком.
Нельзя отрицать, что на выбор Ольги Бумбуль повлиял отцовский пример. Михаил Фомич Хоружик возглавлял автовокзал Сморгони в течение семи лет – с 2001 по 2008-й. Девушке даже посчастливилось поработать один год под родительским руководством – до его выхода на пенсию. Начинала свою трудовую деятельность будущий старший кассир с должности подменного кассира, потом обогатила профессиональный опыт навыком диспетчерского ремесла. Экономическое образование очень пригодилось, да и со временем модернизация кассовых аппаратов существенно упростила работу с выручкой.
– Теперь уже не нужно, как раньше, выбивать контрольную кассовую ленту – используем СКНО (средство контроля налоговых органов), – поясняет Ольга. – Новые контуры приобрела и сфера взаимодействия с пассажирами. Существенную долю в денежный оборот вносит освоение онлайн сервисов «Атлас» и INFOBUS.
Самыми усердными потребителями услуг сморгонского автовокзала являются студенты и пенсионеры. Первые ездят от дома к месту учебы и обратно, а вторые – заядлые дачники. Пожилые садоводы и огородники активно применяют льготу на проезд в 50% с мая по октябрь включительно. А для студентов, движимых желанием больше узнать о родной стране, в этом году предусмотрена такая же скидка от полной стоимости билета на поездку в Гродно при условии отправления со сморгонского автовокзала.
Лучезарной улыбкой встретила нас оператор диспетчерской службы Анастасия Станкевич. Опыт ее работы – лишь два месяца, но она уже с уверенностью бывалого дирижера отправления и прибытия отдает необходимые распоряжения, в том числе и по громкой связи, и заполняет обязательные бланки. Со своего места благодаря отлаженной навигации может отслеживать маршруты всех водителей автобусов: движется транспортное средство с опозданием или опережением графика.
Когда в ходе беседы выясняется, что диспетчер – мама двоих детей 14 и 3 лет, невольно возникает вопрос: «Как можно так беззаботно улыбаться и управляться и на работе, и дома, когда смена иногда начинается в 04.30?»
– В этом случае малыша в детский сад отвозит муж. Если же рабочее расписание сдвигается на 8 утра, справляюсь с ребенком сама, без опозданий – в чем немалая заслуга общественного транспорта города.
Однако не только поддержка семьи придает уверенность и спокойствие Анастасии. Еще и надежный мужской тыл на работе – сплоченный коллектив водителей невероятно вдохновляет:
– Когда случается форс-мажор, к примеру, в дороге происходит поломка автобуса, возникает сиюминутная необходимость доставки пассажиров по месту назначения. С помощью резерва водителей и их исключительной взаимовыручки подобные ситуации решаются в самые сжатые сроки. Такое отношение к работе со стороны коллег, которым я по долгу службы ежедневно закрываю путевки, – фундаментальный стимул профессионального энтузиазма.
По следующему собеседнику можно сверять часы. Кондуктор пассажирского транспорта Елена Кореневская предваряет отправление автобуса Сморгонь – Засковичи ровно на 30 минут. Эта энергичная женщина уже 23 года является сотрудником автовокзала, причем примерила за два десятилетия разные ипостаси, начиная от билетного кассира. В кондукторах – семь лет.
Дипломатично интересуемся о возможности общения с водителем рейса.
– Вряд ли у него будет свободная минута на диалог до начала поездки, – сомневается Елена. – Нельзя выбиваться из графика движения. А почему бы вам не поехать с нами? В поместье Огинских, допустим? Там восхитительная природа, да и музей стоит внимания. Интервью возьмете прямо в дороге.
На беседу я решилась, когда мы выехали за черту города – не хотелось отвлекать шофера во время сложного маневрирования по улицам с пешеходами.
Александр Усик, высокий плечистый мужчина, за два десятилетия стажа прошел эволюционную автобусную цепочку от ЛАЗов до нынешнего «Немана». Он еще помнит ту эпоху, когда пассажиры открывали двери вручную. Это сейчас удобство: все входы и выходы на воздушном или пневматическом приводе распахиваются с нажатия одной кнопки.
– А вы любите ананасы? – вдруг спрашивает водитель. – У меня на даче они в этом году уродили!
И в подтверждение своих слов на ближайшей же остановке достает… спелое наливное яблоко, которое мы по-дружески делим с кондуктором Еленой.
…Все-таки стоит иногда выключить город и на поводу у сиюминутного желания сесть в один из рейсовых автобусов, чтобы очутиться в каком-нибудь обворожительном уголке вроде Залесья.