Как показывает практика, зачастую граждане, кромеобращений (заявлений, жалоб и т.д.), такжеподают в различные государственные органы, учреждения и организации многочисленные заявления об осуществлении административных процедур.
Указом Президента Республики Беларусь № 200 от 26.04.2010 предусмотрен перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан. В этот перечень входят административные процедуры в сфере жилищных правоотношений, труда и социальной защиты, социальных льгот, усыновления (удочерения), опеки, попечительства, патронажа, эмансипации, регистрации актов гражданского состояния, образования, здравоохранения, физической культуры, спорта, культуры, архитектуры и строительства, газо-, электро-, тепло- и водоснабжения, связи, документирования населения, оформления пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, пограничного режима, транспорта, природопользования, сельского хозяйства, уплаченных налогов и полученных доходов воинской обязанности, прохождения альтернативной службы, оборота оружия, государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, сертификации, оценочной деятельности.
Кроме этого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 предусмотрен также перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Как правило, для осуществления той или иной административной процедуры гражданину либо юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) необходимо обратиться с заявлением в предусмотренные вышеуказанными перечнями учреждения (организации). Форма заявлений может быть как устная, так и письменная. К заявлению также могут прилагаться документы с определенными сведениями, необходимые для осуществления административной процедуры.
Для осуществления каждой административной процедуры вышеуказанными перечнями предусмотрены сроки их исполнения, размеры взимаемой платы (не во всех случаях).
По результатам рассмотрения заявления физического либо юридического лица (индивидуального предпринимателя) государственным органом, учреждением, организацией принимается одно из следующих решений: об отказе в принятии заявления лица; об осуществлении административной процедуры; об отказе в осуществлении административной процедуры.
Обязанностью государственных органов, учреждений и организаций является уведомление лица о принятом административном решении.
Если административное решение принято в устной форме в ходе приема лица, то оно подлежит объявлению лицу.
Административное решение, принятое в письменной форме, выдаются лицу или направляется нарочным, по почте не позднее семи рабочих дней со дня принятия решения.
Заявитель имеет право получить административное решение при обращении в уполномоченный орган.
Кроме этого законодательством предусмотрено право заявителя на обжалование административного решения.
Жалоба направляется в вышестоящий государственный орган (вышестоящую организацию).
Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется после обжалования решения во внесудебном порядке.
Статьей 10.19. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение законодательства об административных процедурах в виде штрафа в размере до четырех базовых величин.
Прокуратурой Сморгонского района с целью защиты прав и законных интересов граждан регулярно проводятся проверки в различных государственных органах, учреждениях и организациях района по вопросам соблюдения законодательства об административных процедурах. При выявлении нарушений принимаются меры прокурорского реагирования, в том числе и виновные должностные лица, привлекаются к ответственности.