Можно без преувеличения сказать, что скорость – это одновременно и сила, и слабость автомобиля. С одной стороны, он предназначен для того, чтобы быстрее прибыть в нужное место, с другой, чем больше скорость, тем опаснее движение, тем проблематичнее предотвращение аварии и тем тяжелее ее последствия. Основная задача водителя состоит в том, чтобы найти такое ее оптимальное значение, которое обеспечит и достаточно быстрое перемещение, и достаточную безопасность.
Основным критерием культуры вождения является соблюдение ограничения в скорости, установленного Правилами дорожного движения. Каждый уважающий себя и собратьев по рулю водитель обязан неукоснительно выполнять это требование. Сам факт превышения установленной скорости нельзя объяснить, как некоторые иные нарушения, случайностью или минутной невнимательностью. Даже не глядя на спидометр, водитель прекрасно чувствует, насколько быстро он движется. Выходит, что, превышая дозволенную скорость, он допускает сознательное нарушение. Именно так расценивают подобные действия сотрудники Госавтоинспекции, сурово за них наказывают лихачей. А за двукратное в течение года превышение скорости более чем на 20 километров в час водитель может вовсе лишиться права управления.
Скорость выше нормативной не дает практически никакого выигрыша во времени, зато увеличивает нервное напряжение водителя. Скажем, уйдя рывком в городе с перекрестка, он, как правило, станет у следующего пересечения улиц перед красным сигналом светофора. В то же время выбравшие скорость с таким расчетом, чтобы приблизиться к нему в момент включения зеленого света, проедут без остановки. Относительно вероятности возникновения аварийной ситуации подсчитано, что на скорости 80 километров в час она почти вдвое выше, чем при предельно допустимой в городских условиях.
Необходимость поддержания оптимальной скорости регламентирована пунктом 87 Правил дорожного движения, который гласит: «При выборе скорости водитель должен учитывать интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и перевозимого им груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. При этом в темное время суток и в условиях недостаточной видимости скорость движения должна позволять водителю остановить транспортное средство в пределах видимости дороги в направлении движения; при возникновении препятствия, которые водитель в состоянии обнаружить, он обязан принять меры к снижению скорости, вплоть до полной остановки транспортного средства». Для кого-то приведенный текст может показаться общим, не содержащим строгих запретов. Тем не менее, чаще всего в обвинительных заключениях и судебных приговорах водителей, совершивших дорожно-транспортные происшествия, фигурирует нарушение упомянутого пункта. Связано это с тем, что на самом деле перечисленные положения содержат конкретные указания на те факторы, каждый из которых в отдельности или в комплексе определяют скорость, обеспечивающую в соответствующей ситуации безопасность движения.
При экспертном анализе того или иного происшествия, как правило, всегда есть возможность рассчитать ту скорость, при которой водитель мог бы его избежать. При этом эксперты понимают, что во время движения определять путем расчетов значение допустимой скорости водитель не может. Тут все зависит от мастерства вождения, умения выбрать темп езды, исходя из перечисленных выше факторов, и выбор оптимальной скорости – определяющий в обеспечении безопасности движения.
Виталий КОНДРАТОВИЧ, старший госавтоинспектор отдела ГАИ Сморгонского РОВД.