Об изменении подходов к предоставлению досрочной пенсии

 

Об изменении подходов к предоставлению досрочной пенсии

Власть
22.01.2020
2736
17 января 2020 года Президентом Республики Беларусь подписан Указ №15 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь».

История вопроса

В республике действует общая пенсионная система, основанная на принципе текущего финансирования (Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении»).

Вместе с тем, с 1 января 2009 г. введена система профессионального пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда (Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. «О профессиональном пенсионном страховании»).

Система профессионального пенсионного страхования основана на принципе предварительного накопления средств на выплату профессиональных пенсий.

Средства на выплату таких пенсий с 1 января 2009 года стали накапливаться на счете каждого работника. Таким работникам назначается досрочная профессиональная пенсия до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Размер досрочной пенсии исчисляется исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.

Досрочная пенсия по нормам Закона «О профессиональном пенсионном страховании» назначается при отработке работником после 1 января 2009 г. более половины требуемого льготного стажа. (Например, для работника текстильного производства требуемый льготный стаж – не менее 20 лет, тракториста-машиниста в сельскохозяйственном производстве – не менее 20 лет, доярки – не менее 20 лет).

Справочно: до 1 января 2009 г. право на досрочные пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) предоставлялось по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» и их финансирование осуществлялось из общей пенсионной системы.

 

Указ Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. №15

«Об изменении указов Президента Республики Беларусь»

В связи с принятием Указа №15 работникам, имеющим право на досрочную профессиональную пенсию, выработавшим до 1 января 2009 года не менее половины требуемого полного льготного стажа, вместо досрочной профессиональной пенсии предоставляется право на назначение досрочной пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (по статьям 12, 13, 15 или по статьям 47-49, 49-2 соответственно).

Например, мужчина 57 лет, отработавший трактористом-машинистом в совхозе 26 лет 3 мес., в том числе после 1 января 2009 г.– 10 лет 3 мес., до принятия Указа № 15 права на досрочную пенсию по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» не имел. (Справочно: в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» право на досрочную пенсию по возрасту имеют трактористы-машинисты, непосредственно занятые  в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства, мужчины – со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет, и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе. Такая пенсия назначается лицам, не имеющим право на досрочную профессиональную пенсию).

В нашем примере мужчина в связи с наличием профессионального стажа работы после 1 января 2009 г. 10 лет 3 мес. приобретает право на досрочную профессиональную пенсию по Закону «О профессиональном пенсионном страховании». Но досрочная профессиональная пенсия в разы меньше досрочной пенсии по возрасту по Закону «О пенсионном обеспечении». В связи с принятием Указа № 15 в нашем примере мужчине вместо досрочной профессиональной пенсии  может быть назначена досрочная пенсия по возрасту по Закону «О пенсионном обеспечении». 

Таким образом, лица, отработавшие до 1 января 2009 г. не менее половины требуемого льготного стажа, будут иметь право на назначение досрочной льготной пенсии в общей пенсионной системе взамен досрочной профессиональной пенсии в системе профессионального пенсионного страхования.

Норма, содержащаяся в подпункте 1.1 Указа, вступает в силу с 1 января 2020 г.

Указом в целях формирования более высоких размеров будущих профессиональных пенсий предусматривается повышение (более чем в два раза) тарифов взносов работодателей на профессиональное пенсионное страхование работников, занятых на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности (за исключением работников, занятых работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2).

Тарифы взносов увеличиваются с 1 января 2021 г.

Ранее, с 1 октября 2013 г., аналогичное право пенсионирования по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» было предоставлено работникам, занятым на работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2 (п.п. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2013 г. № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения»).

Работникам, занятым на работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2, тарифы взносов были также увеличены с 1 января 2014 г.

Указ расширяет переходный период, но не приводит к приостановлению действия системы профессионального пенсионного страхования.

Так, работникам, занятым на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности, которые до 1 января 2009 г. отработали менее половины льготного стажа либо вовсе его не имели до указанной даты, предоставляется право:

(1) формирования досрочной профессиональной пенсии.

В таком случае работодатель будет уплачивать за этого работника обязательные взносы на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (ФСЗН);

(2) выбора вместо досрочной профессиональной пенсии дополнительной профессиональной пенсии. Дополнительная профессиональная пенсия будет назначаться по достижении общеустановленного пенсионного возраста (в размере БПМ) за счет сформированных пенсионных сбережений дополнительно к пенсии по возрасту;

(3) получения ежемесячной доплаты к заработной плате вместо указанного страхования. Ее размер определяется работодателем, но не может быть менее суммы взноса на профессиональное пенсионное страхование за этого работника. То есть взносы вместо уплаты в бюджет фонда на цели профессионального пенсионного страхования будут выплачиваться самому работнику к заработной плате.

Управление  по труду, занятости и социальной защите райисполкома.

Статьи по теме: