В национальном сегменте сети Интернет Республики Беларусь наблюдается значительное повышение мошеннической активности, связанной с использованием фишинговых страниц и даже целых сайтов.
Фишинг. Как выявить мошенника в сети Интернет
Целью данной разновидности фишинга является получение не только учетных данных от каких-либо сервисов (логин и пароль), но и данных платежной карты (номер, срок действия, имя и фамилия держателя и CVC2/CVV2 код).
Также стоит отметить, что продуманный целевой фишинг не обходится без использования социальной инженерии. Причем если раньше в основном происходила рассылка фишинговых писем на электронную почту, где была возможность блокировать массовые рассылки, то теперь злоумышленники используют еще мессенджеры и социальные сети, что значительно расширяет целевую аудиторию.
В случае успеха злоумышленник может перечислить с карты жертвы некую сумму денег, если на счете будет достаточно средств. А если получит данные для входа в личный кабинет интернет-банкинга, перечислит все деньги со счета, либо, с использованием межбанковской системы идентификации (МСИ), может открыть счета в других банках (о которых жертва длительное время может не знать), для проведения транзитных операций. В худшем случае, оформит онлайн-кредиты, в которых можно снять наличные, перевести или потратить средства онлайн. А через некоторое время жертве придет извещение о задолженности или повестка в суд за неуплату.
Данная мошенническая активность направлена на государственные органы и организации, юридических и физических лиц.
Подделываются различные ресурсы:
интернет-банкинги банков;
торговые площадки;
различные платформы и сервисы, на которых доступна оплата
онлайн каких-либо товаров или оказания услуг.
Новые появляются практически сразу после блокировки старых, а схожесть с реальными сайтами порой достигает очень высокого уровня.
В настоящее время наблюдается две основные фишинговые схемы мошенничества:
- Злоумышленник выступает в роли продавца (исполнителя услуги).
- Мошенник притворяется покупателем (заказчиком услуги).
- У каждой схемы существуют свои модификации, которые позволяют мошенникам, в том числе повторно, обманывать пользователей.
Пример маскировки под площадку Kufar.by
Существуют различные методы и способы, которыми злоумышленники сегодня пытаются обманывать белорусов.
Каждая из схем обмана подразумевает 2 этапа: подготовку и реализацию. Подготовка практически не меняется, в то время как реализация может быть разыграна по-разному.
Все зависит от обстоятельств и того, кто в данный момент выступает в роли жертвы. Мошенники хорошо чувствуют эмоции собеседников, играют на доверчивости и открытости граждан. Могут рассказывать, что попали в сложную жизненную ситуацию и продают вещь за бесценок потому, что нужно оплатить лечение родственнику, учебу ребенку или спасти бизнес, пострадавший от кризиса.
Подготовка:
Злоумышленник создает одну страницу, внешне похожую на страницу авторизации официального сервиса, накладную, бланк отправки курьерской службы (платежное обязательство) или же полностью копирует весь сайт.
Производит регистрацию домена, визуально схожего с оригинальным. Название может отличаться буквально одним символом либо национальной доменной зоной. Например, пытаясь замаскировать фишинговую страницу под сервис площадки объявлений Kufar.by, злоумышленник может выбрать следующие домены (в списке для сравнения указан и оригинальный домен):
После того, как поддельный сайт создан и размещен на похожем на официальный сайт домене, преступник начинает поиск жертвы.
ПОДДЕЛКА
На данный момент широко используются несколько типичных схем мошенничества. Они направлены как на продавцов, так и на покупателей товаров.
Схема обмана продавцов №1 (Предоплата)
Преступник находит продавца на официальной площадке объявлений, копирует его контактные данные, но на площадке не пишет, поскольку пересылка фишинговых ссылок там невозможна. Ищет номер продавца в мессенджерах или пишет в соцсетях, представляясь якобы покупателем с Куфара.
2. Говорит, что уже совершил предоплату. Высылает продавцу ссылку на поддельную страницу, где продавцу нужно ввести номер своей карты для того, чтобы получить деньги. Среди данных, которые просит злоумышленник: номер карты, имя держателя, срок действия, CVV-код на оборотной стороне карты.
3. Иногда мошенник также просит продавца предоставить СМС-код подтверждения платежа, ссылаясь на то, что перевел предоплату и хочет убедиться, что она поступила на счет продавца.
4. С помощью собранных данных мошенник может попытаться перевести с карты жертвы некую сумму денег, и, если на счете будет достаточно средств, ему это удастся.
Схема обмана продавцов №2 (Предоплата)
Если предыдущая схема успешно сработала, мошенник может повторно сам связаться с покупателем или представиться службой поддержки и сказать, что произошла ошибка.
2. Чтобы вернуть ошибочно переведенные средства, он предложит перейти на фишинговый сайт и снова ввести данные своей карты.
3. Если продавец это сделает, мошенник может повторно списать деньги.
Схема обмана покупателей №1 (Доставка базовая)
Преступник выставляет товар на официальной площадке объявлений по крайне выгодной цене.
2. Когда потенциальный покупатель пишет ему, преступник убеждает перейти в мессенджер или социальную сеть под предлогом того, что там удобнее общаться.
3. Во время общения мошенник уговаривает покупателя на предоплату или доставку под любым предлогом: уехал из города, нет времени.
4. Чтобы развеять сомнения покупателя, говорит о новой услуге холдирования средств, которая появилась на Куфаре: если доставки не будет, Куфар автоматически вернет средства на карту.
5. Высылает покупателю ссылку на поддельную страницу, которая имитирует страницу сервиса «Куфар Доставка» или интернет-банкинга, где нужно ввести данные карты, чтобы совершить предоплату. В качестве данных карты покупателя просят заполнить номер карты, имя держателя, срок ее действия, CVV-код (3 цифры на оборотной стороне карты). В некоторых случаях злоумышленник может попросить назвать проверочный код из СМС-уведомления банка.
6. Как только пользователь вводит данные своей карты, с нее списываются деньги, посылка, естественно, не приходит и средства не возвращаются.
Схема обмана покупателей №2 (Доставка повторная)
После того, как предыдущая схема полностью реализована, и покупатель начинает подозревать, что его обманули, мошенник повторно связывается с покупателем.
2. Говорит, что произошла ошибка, товар уже забрали (или передумал подавать), готов вернуть деньги.
3. Высылает ссылку на поддельную страницу возврата средств, где покупателю нужно ввести все те же данные своей карты и точную сумму, которую ему должны вернуть.
4. После того, как покупатель повторно вводит данные своей карты, с его счета повторно списываются деньги.
Схема обмана покупателей №3 (Возврат средств)
После того, как мошенник реализовал схему «Доставка», он пишет пострадавшему покупателю, представляется службой поддержки Куфара.
2. Говорит, что посылка была не доставлена, извиняется и рассказывает про возможность возврата средств за посылку.
3. Присылает ссылку на фишинговую страницу, где покупателю снова нужно ввести данные своей карты и сумму, которая соответствовала сумме предыдущего списания.
4. После того, как покупатель повторно вводит данные, мошенник снова крадет деньги с банковского счета.
Схема обмана покупателей №4 (Мошенничество с накладными)
Преступник выставляет товар по очень выгодной цене на официальном сайте.
2. Когда потенциальный покупатель пишет ему на Куфаре, под любым предлогом предлагает перейти в мессенджер.
3. Уговаривает отправить товар по почте. При этом мошенник специально создает ажиотаж вокруг объявления. Он может говорить, что буквально на днях уезжает из города, или что товар готовы купить другие покупатели.
4. Продавец говорит, что можно оплатить товар уже после того, как он его отправит, при этом готов предоставить доказательства.
5. Если покупатель соглашается, в качестве доказательства отправки мошенник высылает ссылку на поддельную страницу трекинга посылки или скан поддельного документа об оплате. Минимальное знание фотошопа позволяет преступнику сымитировать квиток любой службы доставки, будь то СДЭК, Белпочта или любая другая компания.
6. После того, как покупатель поверил, что посылка отправлена, мошенник присылает ссылку на фишинговую страницу, где нужно оформить перевод суммы за товар.
7. Как только пользователь вводит данные своей карты, с его счета списываются деньги, а посылка, естественно, не приходит.
Рекомендации:
К любым операциям, производимым с использованием Вашей банковской карты, относится максимально внимательно и осторожно. Терять бдительность никогда нельзя.
2. Для оплаты покупок в Интернете завести отдельную карту и не хранить на ней много денег.
3. Если Вам прислали ссылку на почтовый ящик, в мессенджер или SMS-сообщением, то, независимо от того, кто прислал, даже если это Ваш друг, знакомый, государственный орган или организация, с которой Вы постоянно ведете переписку, или абсолютно незнакомый человек, прежде чем ее открывать, следует особенно внимательно проверить доменное имя. При возникновении малейшего сомнения, что ссылка ведет не на официальный ресурс, ее необходимо проверить. Сделать это можно, отыскав в интернете официальный сайт и сверив домен, а также дополнительно проверив информацию о дате регистрации домена (у фишинговых обычно от нескольких дней до нескольких месяцев) на специализированных интернет-ресурсах, например: whois.domaintools.com, centralops.net, xseo.in, cctld.by и других.
4. Если ресурс оказался поддельным либо самому не удается определить, то необходимо сделать скриншот фишинговой страницы (чтобы в адресной строке был виден адрес), и отправить в службу поддержки оригинального ресурса, с описанием подробностей ситуации (администрация настоящего ресурса сама заинтересована к недопущению использования своего имени либо логотипов мошенниками), после чего отказаться от проведения каких-либо операций.
5. Если стали жертвой мошенников:
Если ввели данные банковской карты, то необходимо в срочном порядке произвести ее блокировку, позвонив в банк либо, в интернет-банкинге либо три раза введя неверный пароль, с последующей ее заменой.
Если ввели авторизационные данные от интернет-банкинга, то необходимо немедленно звонить в банк и сообщить о компрометации учетных данных от интернет-банкинга.
В случае необходимости обратиться в правоохранительные органы с заявлением о мошенничестве.
6. Владельцам ресурсов при выявлении случаев мошенничества с использованием фишинговых страниц, мимикрирующих под оригинальный ресурс, или возникновении подозрений о таком использовании:
Сразу делать скриншоты фишинговых страниц (обязательно чтобы в адресной строке был виден адрес) и переписок с мошенниками.
При необходимости обращаться в соответствующие органы.
Памятка по профилактике киберпреступлений
Развитие технологий в современном мире обуславливает их повсеместное проникновение во все сферы общественной жизни. Этим пользуются не только добросовестные пользователи коммуникационных сетей, но и злоумышленники. В Республике Беларусь отмечается ежегодный рост преступлений, связанных с хищением денежных средств организаций, физических и юридических лиц, совершаемых с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Подавляющее большинство данных преступлений совершается с применением методов «социальной инженерии», то есть доступа к информации с помощью телекоммуникационных сетей для общения с потерпевшими (сотовой связи, ресурсов сети Интернет). Технология основана на использовании слабостей человеческого фактора и является достаточно эффективной. Например, преступник может позвонить человеку, являющемуся пользователем банковской карты (под видом сотрудника службы поддержки или службы безопасности банка), и выведать пароль, сославшись на необходимость решения небольшой проблемы в компьютерной системе или с банковским счетом, зачастую дезинформируя о его блокировке.
Распространенный характер носят хищения, связанные с другим способом обмана доверчивых граждан. Преступники, представляясь близкими родственниками (знакомыми) потерпевших, просят о передаче или перечислении электронным платежом определенной суммы денежных средств для разрешения сложившейся в их жизни неблагоприятной ситуации.
Дистанционные хищения совершаются посредством размещения на открытых сайтах в сети Интернет заведомо ложных предложений об услугах и продаже товаров за денежное вознаграждение, которое в дальнейшем перечисляется на банковский счет виновного лица.
Денежные средства неправомерно списываются со счетов потерпевших, когда в руки преступников попадают их мобильные телефоны с установленными на них банковскими сервисами. То же самое касается и банковских карт: преступниками совершаются покупки путем оплаты товаров бесконтактным способом, при наличии пароля доступа – деньги снимаются в банкоматах.
Так называемый фишинг – тоже техника «социальной инженерии», направленная на получение конфиденциальной информации. Обычно злоумышленник посылает потерпевшему e-mail, подделанный под официальное письмо – от банка или платежной системы – требующее «проверки» определенной информации, или совершения определенных действий. Это письмо, как правило, содержит ссылку на фальшивую веб-страницу, имитирующую официальную, с корпоративным логотипом и содержимым, и содержащую форму, требующую ввести необходимую для преступников информацию – от домашнего адреса до пин-кода банковской карты.
Социальная инженерия используется также для распространения троянских коней: эксплуатируется любопытство, либо алчность объекта атаки. Злоумышленник направляет e-mail, sms-сообщение или сообщение в мессенджере, во вложении которого содержится, например, важное обновление антивируса. Также это может быть выгодное предложение о покупке со скидкой или сообщение о фиктивном выигрыше с приложенной ссылкой, при переходе по которой на устройство пользователя скачивается вредоносная программа. После чего преступник получает удаленное управление и возможность осуществления перечисления денежных средств со счета привязанной к абонентскому номеру банковской карты.
Такая техника остается эффективной, поскольку многие пользователи, не раздумывая кликают по любым вложениям или гиперсылкам. Особенно это актуально в связи с глобальной цифровизацией общества, которая затрагивает и социально уязвимые слои населения, например, пожилых людей, испытывающих сложности при освоении современной техники, а также страдающих излишней доверчивостью.
Преступники реализуют множество других способов и инструментов для завладения чужими деньгами: используют дубликаты сим-карт потерпевших, а также устройства-скиммеры, считывающие информацию, содержащуюся на магнитной полосе банковской карты для последующего изготовления ее дубликата. Рассылают в социальных сетях со взломанных страниц пользователей сообщения их знакомым с просьбами одолжить деньги, внедряют вредоносные ПО в системы юридических лиц, похищают электронные ключи и учетные записи к нему в офисах организации и т.д.
Необходимо отметить, что криминальные методы «удаленного» хищения денежных средств постоянно эволюционируют, при этом преступниками активно используются современные IT-технологии, которые зачастую просты в использовании и доступны неограниченному числу пользователей глобальной сети.
Для создания препятствий правоохранительным органам для раскрытия подобных преступлений злоумышленники: меняют сотовые телефоны, места своего нахождения; оформляют сим-карты и открывают счета в банках на подставных лиц; используют анонимные электронные кошельки и предоплаченные банковские карты, Proxy-серверы и различные программы, скрывающие фактические IP-адрес и место нахождения, привлекают лиц, не осведомленных о противоправности их действий, применяют другие способы конспирации. Это касается не только хищений, но и преступлений в сфере компьютерной информации. При этом данные преступления носят скоротечный, многоэпизодный (серийный), и трансграничный характер.
Правила, которые помогут Вам не стать жертвой киберпреступлений:
• храните номер карточки и ПИН-коды в тайне;
• не используйте один пароль для всех интернет-ресурсов;
• к своей основной карте в Вашем банке выпустите дополнительную, которой будете расплачиваться в интернете. Туда легко можно будет переводить небольшие суммы денег, и в случае компрометации данных достаточно просто заблокировать ее;
• регулярно проверяйте состояние своих банковских счетов, чтобы убедиться в отсутствии «лишних» и странных операций;
• поставьте лимит на сумму списаний или перевода в личном кабинете банка;
• не перечисляйте деньги на электронные кошельки и счета мобильных телефонов при оплате покупок, если Вы не убедились в благонадежности лица/организации, которым предназначаются Ваши средства;
• не переводите денежные средства на счета незнакомых лиц;
• не перезванивайте и не направляйте ответные SMS, если Вам поступило сообщение о блокировании банковской карты. Свяжитесь с банком, обслуживающим Вашу карту;
• будьте осмотрительны в отношении писем с вложенными картинками, поскольку файлы могут содержать вирусы. Открывайте вложения только от известных Вам отправителей. И всегда проверяйте вложения на наличие вирусов, если это возможно;
• не переходите необдуманно по ссылкам, содержащимся в спам-рассылках. Удостоверьтесь в правильности ссылки, прежде чем переходить по ней из электронного письма;
• не заполняйте полученные по электронной почте формы и анкеты. Личные данные безопасно вводить только на защищенных сайтах;
• насторожитесь, если от Вас требуют немедленных действий или представляется чрезвычайная ситуация. Это тоже может быть мошенничеством. Преступники вызывают у Вас ощущение тревоги, чтобы заставить Вас действовать быстро и неосмотрительно;
• не размещайте в открытом доступе и не передавайте информацию личного характера.
Особое внимание следует уделить вопросам безопасности детей, которые могут стать жертвой преступлений, совершаемых с использованием компьютерных технологий и сети Интернет. Это может быть как банальное вымогательство, так и совершение преступлений сексуального характера, склонение к суицидальному поведению.
Правила безопасности, которые должны знать Вы и Ваши дети:
• приучите детей посещать только те сайты, которые Вы разрешили;
• примите все меры, чтобы ребенок перед распространением своей личной информации советовался с Вами и предупреждал Вас об этом;
• запретите скачивать что-либо в сети Интернет без Вашего разрешения;
• помогите детям защититься от спама (массовой рассылки коммерческой и иной рекламы или подобных коммерческих видов сообщений лицам, не выражавшим желания их получать);
• беседуйте с детьми о том, что нового они узнали из интернет-ресурсов, появились ли у них новые друзья в социальных сетях, какие темы они обсуждают;
• убедитесь в том, что ребенок советуется с Вами перед встречей с лицом, с которым он познакомился в сети Интернет, перед покупкой или продажей каких-либо вещей с использованием «глобальной паутины»;
• обсудите с ребенком возможные риски при участии в азартных играх;
• постоянно напоминайте несовершеннолетнему о негативных последствиях, к которым может привести разглашение его личной информации;
• контролируйте, какими чатами и сайтами пользуется ребенок. С этой целью установите на компьютерных устройствах программу, блокирующую посещение ребенком «опасных» сайтов; установите на своих мобильных устройствах приложения, предусматривающие уведомления родителей о посещении (или попытке посещения) ребенком «опасного» сайта;
• обращайте внимание на изменение поведения подростка (угнетенное настроение, повышенная тревожность, нежелание делиться с Вами информацией о том, с кем он общается, какие у него и его друзей общие интересы), что может являться признаком совершения противоправных деяний в отношении несовершеннолетнего, в том числе с использованием сети Интернет;
• объясните детям, что при поступлении оскорблений, незаконных требований и угроз в их адрес, им необходимо сразу же сообщить об этом взрослым, поскольку они всегда найдут поддержку и защиту в Вашем лице.
Помните, доверительные отношения с ребенком в большинстве случаев помогут предотвратить совершение в отношении него преступлений, в том числе в сети Интернет.
Олег НОВИКОВ.
ВРИОД начальника ИДН Сморгонского РОВД.