Чтобы помнила молодёжь…

 

Чтобы помнила молодёжь…

Общество
01.07.2024
397

Весна… В сознании многих она ассоциируется с приходом всего чистого, светлого, с надеждами на лучшее в жизни. В моей семье весна всегда связана с Днём Победы, с памятью об отце Иване РЫБАЛКИНЕ. Это он, участник Великой Отечественной войны, приучил нас, своих детей и внуков, считать этот праздник самым главным, самым важным и святым. Отец учил нас жить по совести, беречь память, помнить о той страшной войне. Сам жил достойно и нам велел.

Я учитель с 50-летним стажем. В педагогику направил меня папа: «Быть учителем почётно. Я сам мечтал об этой профессии, но война помешала. Главное, что у тебя будет возможность рассказывать своим ученикам о бессмертном подвиге нашего народа. Об этом надо говорить и говорить, чтобы все помнили…». Такой наказ дал мне отец, и я его выполнила.

Сыну и дочери, а теперь внукам рассказываю о большой дружной семье, в которой я росла, об отце, на котором всё держалось. Папа учил нас любить Беларусь так, как полюбил он, уроженец Воронежской области.

Раз в год, в апреле, на некоторое время он оставлял семью. Писал, звонил однополчанам, а потом они встречались и отправлялись в далёкий путь, по местам боёв, навещали семьи погибших товарищей. Возвращался всегда помолодевшим, в приподнятом настроении, рассказывал много интересного. Человек общительный, он не отказывался от приглашений пионеров и комсомольцев, шёл на встречи, много говорил о жестокой войне, о сражениях, об освобождении Бреста, Варшавы, Праги, Кёнигсберга, о том, как его полк вошёл в Берлин, о своих друзьях и очень мало о себе… О нём говорили его награды.

Когда я по-настоящему вошла в профессию, поле деятельности по выполнению наказа отца (а это стало уже и моей потребностью) было огромным: уроки, классные часы, читательские конференции, диспуты, литературно-музыкальные композиции, литературные вечера. И тема памяти, тема войны преобладала.

Конечно, всё закладывается в семье, а в школе учитель продолжает воспитывать патриота. Но бывает по-разному.

Вспоминаю тёплый майский день накануне Дня Победы. Маленький магазин, который в эти дни работал в основном для ветеранов: товары отпускались по льготным ценам. Небольшая очередь из достойных людей почтенного возраста с орденами и медалями на груди. Гордые мужчины и женщины, уважаемые люди, вежливый продавец. Мужчины – джентльмены попросили, чтобы их подругам вынесли стулья. Обстановка была тёплая, спокойная, никто никого не торопил.

Но вдруг в магазин, как шальные пули, ворвались два молодца. Без очереди, отталкивая стариков, стали требовать пива. Один ветеран очень тактично сделал им замечание: «Молодые люди, здесь же очередь. Посмотрите на нас, уважайте наш возраст».

То, что было сказано одним из парней, шокировало всех: «А мы вас просили побеждать? Мы под немцами жили бы лучше». Эти чёрные слова я запомнила на всю жизнь. И ещё помню до сих пор лицо ветерана. Оно стало землисто-серым, человек стал задыхаться, хватать ртом воздух. Для него и всех ветеранов это был удар. Хорошо, что умная девушка-продавец быстро подала этим парням пива, и они отправились восвояси.  На какое-то время в магазине воцарилась тишина. А потом, когда все пришли в себя, мы говорили этим мужественным людям что-то хорошее, утешали, что есть и другая молодёжь, которая чтит их великий подвиг во имя жизни на земле. А эти молодцы, конечно же, не видели фильм «Иди и смотри», не слышали траурный перезвон колоколов Хатыни, не смотрели документальные кадры о злодеяниях фашистов, не знали о коварных планах немцев в отношении славян.

Нет, мои родные дети, внуки не такие. Как пример привожу статьи в районной газете, где мой сын, ученик 4-го класса (теперь ему 45 лет), мой внук-семиклассник (теперь учится в 10-м классе) в разное время писали о своём дедушке и прадедушке. Они о нём много знают, помнят его и гордятся им. А портрет ветерана в каждой из квартир наших родных – на самом почётном месте. И за границей, в Словакии, в доме моей племянницы висит такой же портрет. Её дети, рождённые там, смотрят на своего предка, знают, что он воевал на войне.

Каждый урок литературы – это разговор с ребятами разного возраста о судьбе человека на войне.  Верю, что мои подопечные не сказали и не скажут тех слов, которые однажды произнесли те два парня в магазине. Они всегда будут помнить: за них, за счастливую жизнь воевали их деды и прадеды.

Рыбалкин.jpg

Валентина БОГУШ, учитель русского языка и литературы СШ №2

Статьи по теме: