Много-много лет тому назад не было ни чернил, ни бумаги, ни книг. Обо всём рассказывали вслух. Но так трудно было запомнить самые разные длинные истории! Поэтому люди придумали рисовать картинки, которые помогали им запоминать. Такие рисунки можно встретить и в наши дни. Это обозначения на упаковках продуктов, на бытовой технике, в школе и в музее, в магазинах и на улицах города. Знаки подсказывают, указывают, запрещают, разрешают, объясняют.
"Говорящие рисунки": что такое пиктограммы
В этом учебном году учащиеся 2 "Б" и 2"В" классов ГУО “Гимназия г. Сморгони” работали над интересным проектом - "Говорящие рисунки". Ребята дружно искали ответы на вопросы: что такое пиктограммы? как они появились? все ли рисунки являются пиктограммами? какие ещё знаки существуют вокруг нас? какую роль они выполняют? Учащиеся наблюдали, изучали и рассматривали разнообразные символы, идеограммы, логотипы, эмотиконы. Все эти графические объекты схожи между собой. Поскольку границы этих понятий слегка размыты, в языке сложилась традиция использовать понятие “пиктограмма”.
Во время предметных экскурсий и экскурсионных поездок ребята наблюдали активное использование пиктограмм в транспорте, в общественных местах, на экскурсионных объектах. Это объясняется универсальностью “говорящих” рисунков, которые легко распознаются всеми людьми вне зависимости от языка общения. Учащиеся на собственном опыте убедились, что умение «читать» пиктограммы помогает быстро и без посторонней помощи ориентироваться в незнакомом месте.
Собранную о пиктограммах информацию учащиеся с помощью родителей представили в виде презентаций в соответствии с определёнными тематическими группами: в транспорте и общественных местах, на улицах города и в быту. На информационных и классных часах учащиеся презентовали свои работы, делились информацией с учащимися других классов. Ребята проявляли заинтересованность, задавали уточняющие вопросы, активно обсуждали услышанное и делали выводы.
Апробируя пиктограммы, как метод для развития памяти и речи, ребята учили наизусть стихи, сочиняли загадки, пересказывали тексты с опорой на собственный рисуночный план, придумывали шифры для запоминания правил, моделировали краткую запись задач. С целью обобщения собранного материала был создан интерактивный комикс. В нём содержится не только теоретическая база, которая позволяет всем желающим познакомиться и изучить тематические пиктограммы, но и практический материал в виде интерактивных игр, викторин и учебного видео.
Проект оказался очень интересным и полезным. Пиктограммы вызывают у ребят позитивные эмоции, учат видеть образы, фантазировать, проявлять творчество. Образное мышление сохраняется на всю жизнь. Язык “говорящих” рисунков - это один из языков современного человека. И учащиеся успешно начали им овладевать.