Как в детском саду растят будущих программистов
Как известно, школьный курс информатики содержит такой раздел программы, как «Алгоритмизация и программирование». Не секрет, что эта информация даётся ученикам достаточно непросто. Ребята, которые проходят алгоритмизацию в игровой форме еще в детском саду, впоследствии гораздо легче будут справляться со школьной программой по информатике.
«Цель образовательного проекта «Информатика без розетки» – подготовить дошкольников к дальнейшему обучению в области информатики, инженерных и естественных наук, - отмечает Наталья Колвзан, заместитель заведующего дошкольного центра развития ребёнка. - Программа направлена на развитие логического мышления и формирование алгоритмических умений без использования компьютера у детей старшего дошкольного возраста. Этот проект реализуется Парком высоких технологий при поддержке Министерства образования Республики Беларусь. Проект увлек педагогов своей новизной и актуальностью. Разработанные планы-конспекты, дидактический материал значительно сокращают время на подготовку».
В ДЦРР этот проект реализовывается уже второй год. Прежде, чем дать ему старт, пять педагогов центра прошли обучение и получили сертификаты Парка высоких технологий, а также звание «тьютор проекта». В прошлом учебном году здесь сформировали 2 группы обучающихся. Занятия проводились 2 раза в неделю (по 25 – 30 минут). В августе 2022 года успешно прошли обучение 10 педагогов и получили сертификаты, поэтому в этом году сформировано уже 7 групп обучающихся.
Родители с радостью воспользовались возможностью развить у детей логическое мышление, алгоритмическую грамотность для лучшей их адаптации в мире информационных технологий.
«На каждое занятие к детям «приходит» главный герой – кот Алесик (кукла), который помогает создать игровую или проблемную ситуацию, - уточняет тьютор Алёна Балыш. - Ребята с удовольствием откликаются на просьбы Алесика – решают задачи, отгадывают загадки, проходят лабиринт или ищут затерянный клад. Ребята настолько погружаются в проект, что продолжают выполнять задания после занятий в группе и дома с родителями».
К слову, кукол-котов в саду восемь (их создали сами воспитатели), у каждого Алесика – свой гардероб, то есть «учитель» каждый раз в новой экипировке, которая соответствует теме занятия.
Наталья Колвзан отмечает, что «Информатика без розетки» – это и наличие брендовой атрибутики: у детей есть своя форма одежды, учебные принадлежности, рюкзаки, на этапе рефлексии используются нестандартные карты самооценки с наклейками котят с разным эмоциональным выражением мордочек, свой дидактический учебный материал. Всё это позволяет делать занятия неповторимыми, мотивирует и сплачивает детей и педагогов».
Тьюторы постоянно самосовершенствуются. Причём не ограничиваются только онлайн-обучением в рамках образовательного проекта «Программирование – вторая грамотность» и получением сертификата тьюторов. Они активно участвуют в конкурсах Парка высоких технологий. В декабре 2021 года учреждение предоставила на конкурс игровое пособие «Котобук» (номинация «Творческая мастерская»). Через год – представили работы сразу в шести номинациях: «Путешествие в страну Информатика», «Домашняя игротека», «Творческая мастерская», «Фотомгновение», «Посвящение в юные информатики», «Лаборатория открытий».
Прочный и долговечный дом можно построить только на хорошем фундаменте. Так и в случае с человеком: основы знаний и умений, заложенные в раннем возрасте, кардинально влияют на будущую личность и ее развитие. «К современным детям – современный подход», - именно этого правила придерживаются в дошкольном центре развития ребёнка те, кто растят будущих программистов.
Галина АНТОНОВА.
Фото автора.