Защита жилищных прав несовершеннолетних

 

Защита жилищных прав несовершеннолетних

Общество
26.08.2022
802


Как указано в ст. 32 Конституции Республики Беларусь, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 345 от 18.09.2019 «О семейном капитале» с 1 января 2020 г. семьям при рождении (усыновлении, удочерении) в 2020-2024 годах третьего или последующих детей предоставляется единовременная государственная поддержка в форме безналичных денежных средств (далее – семейный капитал) в размере 22 500 рублей.

После истечения 18 лет с даты рождения ребенка, в связи с рождением (усыновлением, удочерением) которого семья приобрела право на назначение семейного капитала, средства семейного капитала могут быть использованы по одному или нескольким направлениям: улучшение жилищных условий; получение образования; получение медицинской помощи; получение услуг в сфере социального обслуживания; формирование накопительной (дополнительной) пенсии матери (мачехи) в полной семье, родителя в неполной семье, усыновителя (удочерителя).

Кроме того, средства семейного капитала могут быть использованы досрочно, в том числе, на строительство (реконструкцию) или приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, погашение задолженности по кредитам, предоставленным на эти цели, и выплату процентов за пользование ими членом (членами) семьи, состоящим (состоящими) на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий либо состоявшим (состоявшими) на таком учете на дату заключения кредитного договора.

Средства семейного капитала не могут быть использованы на цели, не предусмотренные Указом. В случае необоснованного использования средств семейного капитала они подлежат возврату виновными лицами. В случае отказа от добровольного возврата необоснованно использованных средств семейного капитала они взыскиваются в судебном порядке.

Одной из основных преследуемых государством целей использования семейного капитала является всеобъемлющая защита прав и законных интересов детей, воспитываемых в многодетных семьях.

Прокуратурой Сморгонского района установлено, что гражданами не всегда средства семейного капитала используются по целевому назначению.

Так, в 2020 году решением Сморгонского райисполкома многодетной матери предоставлено право на досрочное распоряжение средствами семейного капитала, с целью улучшения жилищных условий путем приобретения одноквартирного жилого дома. В этом же году за счет средств семейного капитала по договору купли-продажи ею приобретен жилой дом вместе с земельным участком, расположенный в одной из деревень Сморгонского района, за общую сумму 12 500 рублей.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено следующее.

После приобретения жилого дома на каждого члена многодетной семьи приходится по 7,97 кв.м. общей площади жилого помещения, что является менее, предусмотренной ст. 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь, нормы в 15 кв.м. на одного человека. Соответственно семья после приобретения жилого дома так и осталась состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Кроме того, с момента приобретения данного дома и до настоящего времени многодетная семья (в составе 4 человек) фактически не проживала в приобретенном доме, а осталась проживать в арендной квартире в г. Сморгони.

Также согласно комиссионному акту обследования жилой дом не пригоден для проживания, т.к. не соответствует санитарным и техническим нормам: какой-либо мебели в жилом помещении не имеется, в доме грязно, проводка требует замены, печь непригодна для эксплуатации и не соответствует требованиям противопожарной безопасности, территория на земельном участке поросла травой, везде разбросан мусор в виде досок и бутылок. В доме отсутствует центральное водоснабжение, канализация, газ.

Следует отметить, что при проведении государственным судебным экспертом отдела строительно-технических, товароведческих и экономических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь строительно-технической экспертизы установлено, что рыночная стоимость приобретенного жилого дома и земельного участка, в уровне цен составляет 4 800 рублей. Однако жилой дом фактически был продан за сумму практически в 3 раза выше оценочной стоимости.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что решение райисполкома и сделка по приобретению указанного дома не отвечают целям защиты прав и реализации законных интересов детей, прокуратурой Сморгонского района в суд района предъявлено исковое заявление о признании решения Сморгонского райисполкома о досрочном распоряжении средствами семейного капитала и договора купли-продажи жилого дома недействительными.

Решением суда исковое заявление удовлетворено в полном объеме.

Светлана ВЕЧЕР,

помощник прокурора

Сморгонского района.