Региональным СМИ – двигаться вперед и развиваться
Тенденции использования цифровых медиаплатформ для развития региональных СМИ обсудили сегодня на семинаре-практикуме в рамках инновационного медийного кластера. Участие в работе семинара приняли начальник главного управления идеологической работы и по делам молодежи облисполкома Игорь Булавко, его заместитель Сергей Шумейко, главный редактор Главной редакции информации УП «БелТА» Елена Крутолевич, главный редактор газеты «Гродзенская праўда» Лилия Новицкая, проректор по воспитательной работе ГрГУ им. Я. Купалы Василий Сенько, а также главные редакторы районных СМИ и преподаватели кафедры журналистики Купаловского университета.
– В условиях глобальной информационной войны, участниками которой мы все являемся, необходимо удерживать фокус внимания читателя, зрителя, слушателя на своевременной и актуальной информации. Просвещать, освещать, заниматься пропагандой и контрпропагандой, умело развенчивать фейки, – сказал Игорь Булавко. – Попытки откровенной лжи в Интернете стали серьезным фактором воздействия на сознание людей. Забыты все нормы приличия. Идет борьба за умы людей, за будущее молодого поколения. В данных условиях региональные СМИ занимают важнейшее место в информационной политике государства. Медиапространство пустым не бывает, но вопрос в том, кто в нем доминирует. Даже небольшая остановка развития движения вперед дает преимущество нашим оппонентам. Поэтому нужно постоянно думать о собственном развитии: информационном, экономическом, кадровом. Редакции региональных СМИ должны работать на повышение своей эффективности. Сохраняя журналистские коллективы, необходимо привлекать новых, молодых и креативных, патриотично настроенных люде. Важно также развивать преемственность.
Игорь Булавко подчеркнул, что все возможности для этого есть, в том числе по оптимизации штатов, что прямо влияет на финансовую составляющую учреждений и уровень заработной платы сотрудников.
История – то, что интересно людям
По мнению главного редактора Главной редакции информации УП «БелТА» Елены Крутолевич, сегодня региональные СМИ обладают серьезным преимуществом перед республиканскими. На местах - большое количество уникального контента. И задача журналистов районных СМИ – анализировать все события, мероприятия, которые проходят в районе, «доставая» из них интересные новости, чаще рассказывать об интересных, уникальных людях.
– Читателям нравятся «живые» истории. Их привлекает, когда в объектив попадает интересный человек, который может рассказать свою историю, поделиться опытом. Это не должно быть прямо навязывание каких-то своих идей или жизненных правил. Это должна быть сторитейлинговая история о человеке, о том месте, где он живет, – отметила Елена Крутолевич, подчеркнув, что особенно важно обратить внимание на такие темы в Год исторической памяти. По ее словам, нужно больше рассказывать людям об истории своего края и народа, о событиях военных лет. Это то, что всегда будет интересно людям.
Елена Крутолевич подчеркнула также, что современным журналистам нужно уметь пользоваться не какой-то глобальной информацией, а в первую очередь той, которая интересна жителям конкретного региона здесь и сейчас.
– Если вы, к примеру, работаете в Слонимской, Берестовицкой или какой-то другой газете вы в большой степени должны стать единственным источником информации, интересного контента, который будет востребован среди населения данного района, – считает Елена Крутолевич. – Людям сейчас действительно не хватает полезной, важной, качественной и реальной информации. На мой взгляд, нужно активнее приглашать на страницы своих изданий лидеров мнений, прислушиваться к трендам развития журналистики, перенимать опыт республиканских и зарубежных изданий и смотреть на те направления, которые востребованы среди людей. Им нужна правдивая информация. И мы понимаем, что доверием пользуются больше всего те СМИ, где потребитель видит наименьшее количество фейков, недостоверной информации. Ведь каждый понимает: если меня здесь один, второй и третий раз обманули, я отпишусь от этого ресурса и больше его не открою.
О важном – из уст лидеров мнений
С убеждением о том, что будущее за СМИ, которые транслируют в общество достоверную информацию, согласились все участники встречи. И в этом плане действительно очень важно привлекать лидеров мнений, которые могут четко и грамотно разъяснять те или иные процессы, происходящие в жизни страны и мира. По словам главного редактора “Гродзенскай праўды” Лилии Новицкой, в “пул лидеров мнений” должны входить представители органов власти, эксперты, специалисты в разных сферах. Те люди, которые обеспечивают ту интерпретацию событий, в отсутствие которой читатели «уходят» к блогерам. Причем, если блогеры во многом основываются на эмоциях, то эксперты приводят более весомые и грамотные аргументы.Потому так важно, чтобы именно государственные СМИ были первыми.
Кроме того, как подчеркнула Лилия Новицкая, в условиях современных реалий важно успевать следить за новостным потоком, который с каждым днем только увеличивается. Нужно уметь наполнять медиапространство интересными, актуальными и достоверными новостями, которые будут реально привлекать людей.
– Мы проследили на примере своего Телеграм-канала, «растущего» на новостном потоке: чем больше новостей, тем больше охват аудитории. Пусть человек не прочитает какой-то один материал, он обязательно прочтет другой. Но это будет наша новость, поданная в государственном ключе, и человек адекватно воспримет ее, – считает Лилия Новицкая.
Ставка на долгосрочные проекты
Говоря о том, какой формат подачи информации сегодня интересен обществу, руководитель главной газеты области отметила, что читателей все больше привлекают материалы, в которых рассказывается история страны из уст самих людей. В качестве примера Лилия Новицкая привела совместный проект «Гродзенскай праўды» и прокуратуры Гродненской области «Сестры Хатыни. Гродненщина».
– Это рассказы о сожженных деревнях Гродненщины из уст людей. Людей, которые пострадали в годы войны, но выжили и донесли страшные истории до всего белорусского народа, – поделилась Лилия Новицкая. – В рамках расследования дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны мы пообщались с близкими людьми свидетелей тех страшных событий, воспользовались материалами, собранными прокуратурой, и получили историю сожженных деревень Гродненщины через человеческие истории. По итогам проекта выйдет книга, которая будет полна интересного и уникального материала.
Как было отмечено, сегодня необходимо делать ставку на долгосрочные проекты по актуальным темам. Они в полной мере представляют собой конвергентные проекты, в которых используются все ресурсы. Это газета, сайт, социальные сети, мессенджеры.
– Это находит отклик у людей. К примеру, к проекту «Сестры Хатыни» редакция организовала выставку, которая уже была представлена для разных аудиторий региона. 22 марта, в годовщину сожжения Хатыни, мы провели урок для шестиклассников в Гродненской городской гимназии, где рассказали детям о той страшной трагедии и также представили выставку. Результат говорил сам за себя: в классе стояла звенящая тишина, – рассказала Лилия Новицкая, подчеркнув, что нужно более активно сочетать онлайн-контакты и живое непосредственное общение с людьми. Ведь именно так информация доходит по всем каналам к наиболее широкому кругу.
Подбирать контент и учитывать запросы общества
Инстаграм, Телеграм, ВКонтакте, Фейсбук – эти социальные сети сегодня, ни для кого не секрет, пользуются наибольшей популярностью среди белорусов и не только. Именно поэтому в основу обсуждения участников медиакластера легло обсуждение тенденций развития цифровых медиаплатформ. Как привлечь подписчиков в социальные сети и мессенджеры? Как наполнить их интересным контентом? Как удержать читателя и какие использовать новации в работе? Подробно на этих вопросах остановилась доцент кафедры журналистики ГрГУ им. Янки Купалы, кандидат филологических наук Тамара Пивоварчик. Она рассказала о динамике развития цифровых медиаплатформ в мировом, страновом и региональным информационном пространстве. Как отметила Тамара Пивоварчик, цифровые медиаплатформы не производят контент, а организуют его для распространения в цифровой среде, «соединяют» производителей и потребителей контента, а также определяют, какую информацию и для кого будут распространять, как пользователи будут взаимодействовать друг с другом. Доцент назвала несколько важных правил, благодаря которым ресурс становится интересен обществу. Так, например, важно не допускать, чтобы сайт и социальная сеть дублировали друг друга. Нужно уметь подобрать разный контент, который на разных площадках будет интересен определенной аудитории. При этом важно учитывать запросы современного общества и адаптировать сайты к мобильному устройству. Ведь большинство людей сегодня предпочитают читать новости со своих смартфонов, которые всегда под рукой.
Обсудили и другие важные темы. В частности, участники семинара на примере опыта ведущих СМИ и районных изданий поговорили об инструментах взаимодействия СМИ с целевыми аудиториями на площадках новых медиа. Рассмотрели также способы и методы продвижения информационной повестки в районе, поговорили о нюансах тайм-менеджмента для руководителей редакций газет. Как отметили и сами участники семинара, и организаторы, получился открытый, продуктивный и, главное, честный диалог, результаты которого послужат импульсом для дальнейшего развития СМИ Гродненщины.