Храм, исчезнувший в огне

 

Храм, исчезнувший в огне

Общество
06.03.2022
739
Борьба против религии в советское время стала причиной уничтожения многих памятников архитектуры. В 60-е годы XX века «жертвами» атеизма стали и храмы Сморгонщины. Один из них - Свято-Георгиевская церковь в Михневичском приходе.

IMG_0291.JPG

Когда-то в поле между усадьбой князей Огинских и железнодорожной станцией Залесье находилась деревянная Свято-Георгиевская церковь, которую местные жители называли «старой» в отличие от «новой» – Свято-Покровской, построенной в 1866 году. Когда она была построена, священник решил закрыть «старую». Однажды он ехал мимо нее поздно вечером и увидел, что там горит свет и идет моление. Это было знамение о том, что нельзя ее закрывать. Стали отмечать первый день Пасхи в «новой» церкви, а на второй прихожане ходили вокруг «старой» крестным ходом.

Особенностью «старого» храма было то, что он возведен без единого гвоздя. Главной ценностью его являлась чудотворная икона - образ (копия) Ченстоховской иконы Божьей Матери. Он был писан на сосновой доске, находился в большой резной узорчатой деревянной раме. По преданию, икона Божьей Матери явилась впервые на сосне. Над деревом кружил сокол. Люди решили на этом месте построить храм, а икону назвали «Сокольской».

Сама церковь также была сложена из толстых сосновых бревен. Вероятно, здесь находился сосновый бор, из деревьев которого она была высечена. Так считает российский историк, археограф и этнограф Иван Спрогис, который подробно описал святыню в своей книге, изданной в 1895 году. То, что церковь построена очень давно, не вызывало сомнений. Говорили, что ей около 400 лет. Иван Спрогис в своей книге указал, что храм существовал здесь уже в 1542 году.

В середине XIX века церковь, не имея прочного фундамента, начала наклоняться на бок. Узнав об этом, владелица имения Залесье княгиня Огинская предложила подвести под святыню цельный каменный фундамент и обшить ее досками, взяв расшатавшиеся стены в бревенчатые и железные скрепы. Таким образом раскачавшиеся стены были удачно выпрямлены. В 1888 году страшная буря сорвала с церкви всю старую крышу. Тогда местные крестьяне и другие жертвователи сложились и сделали новую гонтовую крышу. Благодаря тому, что все здание со всеми органическими придатками: притвором, алтарем и передней - было покрыто одной общей довольно высокой гонтовой крышей, которая спускалась по концам храма легкими загибами, церковь представляла издалека парусный корабль на море. 

На конец XIX века это был крайне бедный храм. Когда в нем проходило служение и совершалась божественная литургия, священник приносил священные сосуды из новой каменной церкви. Стены «старой» церкви были выкрашены бело-желтоватой дешевой краской, которая от времени отшелушилась. Потолок вовсе был не крашен и состоял лишь из отструганных досок, между которыми легко можно было просунуть пальцы. Пол, кроме алтарной части, кирпичный. Под ним находился когда-то склеп-усыпальница. Но так как пол стал проваливаться, то священник, не найдя никаких следов от сохранившихся гробов или памятников, засыпал вход в храм землей.

В народе бытовало немало преданий и легенд, связанных с залесской церковью и чудотворной иконой. Во время войны (возможно, со шведами) враги православной церкви с дерзостью ворвались в этот священный храм, но тотчас были поражены слепотой. В 1812 году французы хотели приспособить святыню под конюшню, но загнанные туда кони ослепли. Три француза, которые простерли свои руки к Божьей Матери, невидимой силой были выброшены из церкви.

Одна местная прихожанка имела сына, который не мог ходить. Опечаленная мать после долгого бесполезного лечения сына решилась обратиться к помощи Царицы Небесной. В православный праздник она пришла в церковь и по крестьянскому обычаю взяла с собой кусок самотканого чистого холста. Им она обернула святую икону, а сама со слезами начала молиться пред святым ее изображением. После долгой молитвы мать вернулась домой, где нашла своего неизлечимого ребенка совершенно здоровым.

Где находится икона, в настоящее время неизвестно.

Свято-Георгиевская церковь просуществовала до начала 60-х гг. прошлого века, пережив многочисленные войны. На Пасху храм сожгли атеисты.

Оксана ГЕЙБОВИЧ.