Зачем малышу самостоятельность?

 

Зачем малышу самостоятельность?

Общество
28.05.2021
1763
Сегодня многие родители уделяют больше внимания обучению своих малышей чтению и математике, чем самообслуживанию. А ведь для детишек гораздо важнее сначала научиться самостоятельно есть, пить, одеваться, умываться… Почему это так важно? И как сказывается умение есть и одеваться на развитии ребенка?

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений детей о предметах окружающей действительности, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики, зрительно-моторной координации, формирования умений выполнять действия по подражанию, по словесной инструкции, соблюдать определенную последовательность действий.

Застёжки.jpg

Для того, чтобы выполнить любое действие, малышу нужно сориентироваться в пространстве, соотнести движение руки и положение кисти с предметом, представить движение, учесть внешние свойства предмета (большой, маленький), раскрыть ладонь или соединить пальцы щепоткой. Чтобы выполнить простую просьбу (дай, принеси, подними), ребенку надо уметь концентрировать собственное внимание: услышать, когда зовут, посмотреть, кто позвал, узнать предмет, уметь подражать взрослому. Мы пользуемся такими умениями, не задумываясь, а для малыша каждое действие – огромное достижение.

Чтобы повторять звуки, надо не только их слышать, но и выполнить определенные движения губами, языком, то есть контролировать себя, свое тело. Чем больше ребенок может сделать для себя сам, тем легче ему будет учиться говорить. Ребенку можно и нужно помочь в овладении тем или иным навыком, поэтому родителям надо знать, что должен уметь малыш в соответствии с возрастом.

Надевание шапки.jpg

В 6 месяцев ребенок следит за ложкой, поворачивая голову, ест с ложки полугустую и густую пищу;

в 9 месяцев самостоятельно ест пищу, которую берут руками (сухарики, печенье), отворачивается и отстраняет руками ложку, сам подносит ко рту выпавшую бутылочку;

к 1 году держит ложку и пытается взять в рот её содержимое, самостоятельно пьёт из чашки, поднимает руку, ногу, когда одевают, спокойно относится к процессу высаживания на горшок;

в 1 год и 6 месяцев может есть ложкой полужидкую, и жидкую пищу, берет со стола чашку, пьет из неё, почти не проливая, и ставит на стол, реагирует на потребность в туалете беспокойством или голосом, на игрушках отражает усвоенные бытовые навыки;

Нанизывание.jpg

к 2 годам малыш знает, что перед едой надо мыть руки и моет их, вытирает полотенцем с помощью взрослого, ест аккуратно, не обливаясь, с небольшой помощью взрослого одевается (натягивает носочки, надевает шапку, юбку, штанишки, обувь), частично раздевается, знает место одежды, обуви, посуды, игрушек, вместе со взрослым может убрать игрушки, контролирует физиологические потребности.

Ребенок – существо социальное. Рано или поздно, конечно, он научится сам и есть, и одеваться, и умываться. А если малыш не говорит, если не понимает, не подражает, если есть проблемы с поведением? Кто-то может сказать: так надо учить говорить, понимать, подражать. Самый лучший «тренажер» в таких случаях - «Я сам»! А любящие мамы и папы могут помочь своему ребенку научиться все делать самому. Где и как? В бытовых ситуациях, при уходе за собой или за младшим ребенком (еда, укладывание спать, сборы на прогулку, одевание, раздевание, собирание игрушек) постепенно уменьшайте свою помощь. И, конечно, в игре! Чтобы ваши игры-занятия были интересны малышу, они должны быть:

- доступны по сложности (малыш быстро теряет интерес, если задание слишком трудное);

- разнообразны (менять цвет, фактуру, размер, объем игрушки, место проведения игры);

- любая похвала положительно влияет на достижение результата. Не скупитесь на эмоции, на ласковые слова и прикосновения!

Перекладывание.jpg

Перекладывание 2.jpg

Какие же игры и игрушки можно использовать для обучения малыша навыку самостоятельной еды, навыку самостоятельно одеваться, умываться?

Все просто! Перекладываем ложкой из одной емкости в другую бусинки, фасоль, макароны, переливаем воду ложкой, кружкой, кормим куклу, мишку. Чему при этом учится ребенок? Он учится правильно держать ложку, наполнять ее содержимым, опускать ложку в миску (тарелку).

Пересыпание.jpg

Нанизываем на шнурок с наконечником шарики с крупными отверстиями, сушек, катушек от ниток; перекладываем пинцетом, щипцами небольшие предметы (помпоны, бусины, печенье, крупные макароны и т. д.), одеваем, раздеваем куклу, открываем, закрываем крышки, играем с прищепками. Чему учится ребенок? Он продолжает развивать сгибательные и вращательные движения кисти, тренирует пальцы, развивает умение действовать обеими руками, развивает силу рук, учится расстегивать и застегивать разные застежки.

Играем с водой: купаем куклу и ловим в воде мыло, подбираем крышки к баночкам. Чему учится ребенок? Он совершенствует все типы захвата. Совершенствует навыки умывания, усваивает последовательность действий.

Пересыпание 2.jpg

Одновременно решается множество других, не менее важных, задач: расширяется пассивный словарь (названия предметов, действий (перекладываем, зачерпываем, ешь, пей), признаков (большой, маленький, горячий, холодный), развивается зрительно-моторная координация, пополняются игровые действия. Вашему малышу очень нужно ваше внимание и терпение. Успехов вам и вашим малышам.

Прищепки.jpg

Наталия ЧИРИЦА,

учитель-дефектолог Сморгонского ЦКРОиР.

Статьи по теме: